?

Log in

No account? Create an account

Поделки и подделки

Этот текст о том, почему мне не суждено быть педагогом. Скажу даже больше - меня бросает в дрожь от одной мысли о фронтальном занятии с группой детей, которая должна что-то делать по предъявлемому мной образцу, и которую мне предстоит по результатам оценивать. Иногда у людей создается впечатление, что если специалист работает с детьми, он может делать с ними что угодно... Но это совсем не так. Или не совсем так - это уж от человека зависит. Лично для меня самое ценное - это быть свидетелем того, как ребенок сам себя открывает, как следует за собой, опираясь на надежное плечо безусловно принимающего взрослого. Это может происходить или нет. Это может быть заметным, ярким или неуловимым. Он может это понимать, может не понимать, но вдохновляться, а может просто принимать как есть. Но это всегда удивительно и невыразимо. На уроке такое тоже может случиться и даже принести радость учителю - в случае если вектор движения ребенка совпал с вектором занятия. Если открытие ребенка срезонировало с целями и задачами урока и произошло по расписанию - не раньше и не позже. А в идеале - если это был групповой инсайт, в едином порыве. Это здорово, но редко:)
Все эти размышления, как нетрудно догадаться, активировались в моей голове на фоне предсентябрьских холиваров о школе... А также переживаний о своей дальнейшей карьере, в свете ухода из центра, где я проработала 7 лет и перестала чувствовать себя слепым котенком в профессии. Почему мне так важно сохранить свой формат работы, а не уходить в педагогику (в логопедии в том числе, где этой педагогики подразумевается в разы больше.)? Ответ нашелся в опечатке подруги, которую она допустила в своем отчете. Вместо слова "поделки" она написала "подделки". И это как никогда точно отражает суть различий двух подходов. Когда мы позволяем ребенку заглянуть в себя, набраться смелости отразить мир вокруг него, давая в первую очередь поддержку, принятие, со-чувствие, восхищаясь совершенством природы, создавшей его, и нас, и мир, который ему так необходимо отразитотразить - тогда мы получаем "поделку", хотя это слово выглядит мелко и как-то нелепо на фоне того, что я чувствую, пытаясь это сказать. Но оно необходимо для того, чтобы показать, что когда мы предъявляем ребенку образец и ждем от него максимально приближенной копии, и радуемся тем больше, чем больше копия похожа на образец - тогда речь идет именно о "подделке", моя подруга не ошиблась:)
В принципе, и тот, и другой подходы преследуют свои определенные цели. Только в первом случае мы, в некотором смысле, вверяем цели и задачи Господу Богу, во втором занимаемся ими сами. И в целом в них нет ничего плохого - мы способствуем развитию произвольности (умение действовать по инструкции, по образцу, сверение с образцом, работа над ошибками и тд), развиваем те или иные заданные навыки, даем знания (иногда даже по запросу, что особенно эффективно) . И все это хорошо работает при соблюдении ряда условий. В первую очередь - доверие ученика учителю, принятие ученика, желание его понять. Возможность это сделать - то есть моральные и временные ресурсы. Способность учителя повести за собой, заразить любовью к тому, о чем он говорит. Способность импровизировать, исходя из реальной группы детей, а не листочка с планом урока. Думаю, каждый чуткий и талантливый учитель имеет в запасе не одну историю о том, как приходилось задвинуть план на второй план (пардон за тавтологию) и отправиться в совместное с детьми увлекательное путешествие:)
Все это - редчайший талант. Не только уметь так делать, но и не выгореть, когда через тебя проходит столько детей, когда в течении сорока минут (а потом еще сорока, и еще...) тебе надо удерживать внимание таких разных детей, из разных семей, в которых к ним по-разному относятся... И не факт, что все дети придутся тебе по душе. И они в этом не виноваты. А еще планы, отчеты, руководство... В общем мне такое не приснится и в страшном сне:)
При этом я не могу сказать, что категорически против "подделок". Есть ситуации, когда такой формат обучения нужен. Есть дети, которым он не так претит. В конце концов, ведь родители по разному видят то, как и зачем воспитывать ребенка, что значит стать взрослым. И это нормально, даже в те моменты, когда бы мне хотелось, чтобы это было не так. Это выбор каждого. Хорошо, когда он есть. А еще лучше, когда он осознанный.
Недавно я поняла что мне важно озвучить свои не самые оригинальные мысли на эту тему, поскольку они по сути являются фундаментом, на котором строится мой подход к работе (и не только к ней). Ярые ненавистники размышлений в стиле капитан очевидность могут смело пролистнуть этот пост;)
Когда мне было пятнадцать лет, судьба в лице подруги (а тогда еще обожаемого режиссера школьной театральной студии) подарила мне знакомство с удивительным, уникальным человеком Валерой Светловым. Одно из ярких воспоминаний - он показывает мне, как из бумаги сделать ленту Мебиуса:
- А теперь смотри. Пусть эта сторона будет стороной добра, а другая - стороной зла. Начни рисовать ручкой линию по одной стороне...и ты увидишь, что больше нет темной и светлой стороны, где бы ты ни начала, ты проведешь линию везде.
Это было прекрасной пищей для бурно развивающегося интегративного мышления и одним из первых повоторных моментов в формировании моего мировоззрения:-)
При чем тут обозначенные в заголовке дети? Read more...Collapse )
Мы сейчас живем на даче, с разным набором бабушек и, соответственно, представлений о том, чего им должен ребенок:)
В обычное, не дачное время, ребенок видит их, как правило, по отдельности и не чаще раза в неделю, поэтому все эти требования (возрастающие по мере взросления ребенка) ему во многом непривычны и непонятны. Главная трудность, на мой взгляд, в представлении большинства взрослых о том, что ребенок должен слушаться просто потому, что он ребенок и перед ним взрослый. Тем более бабушка/дедушка/бабушкина подруга/пожилой человек/уважаемый человек/ветеран труда. У ребенка другая версия (столь же неосознаваемая), и заключается она в том, что слушать надо того, кому доверяешь. Кстати, хорошо бы и нам, взрослым, почаще об этом вспоминать;)
Так вот, описываю типичную вечернюю картину. Бабушки смотрят телевизор, все их внимание захвачено фашистами и бендеровцами. Веня хочет играть. Он втюхивает им своих роботов и машинки, они, не отвлекаясь от экрана, механически берут то, что оказалось в их руках, эхолалически отвечают ему. Как только пауза затягивается, он бежит и выключает телевизор. Бабушки возмущены, на разный манер грозятся наказаниями и в итоге взывают ко мне, чтобы я восстановила справедливость и повлияла на юного террориста. Ну а мама тоже человек и иногда мечтает заняться своими делами, сбагрив ребенка под шумок отряду бабушек. В какой-то момент нервы заканчиваются у всех... дочитать драму и поразмышлятьCollapse )
Признаться,  до появления на свет собственного ребенка,  я какое-то время повторяла  на своих консультациях магическую формулу : "Детский сад это школа жЫзни! Адаптация блаблабла".  И да,  отчасти эта позиция была связана с тем,  что я видела несадовских детей,  которым трудно в школе.  Тем не менее,  в ходе собственного родительства мое мнение на этот счет изменилось,  несмотря на то,  что я не развидела тех детей.  Сейчас попробую по пунктам не согласиться с теми аргументами в пользу необходимости сада,  которые я обычно слышу.
1. Детский сад - это школа жизни.  Это означает,  что в саду дети учатся взаимодействовать друг с другом,  договариваться и решать конфликты мирным путем.  Там они сталкиваются с РЕАЛЬНЫМ миром,  а не с опекающими и все позволяющими родителями,  и потом у них не будет шока,  когда окажется,  что мир жесток и несправедлив:)
Почему же я не считаю детский сад школой жизни? Потому что в жизни не так уж часто встречается коллектив,  состоящий из 20-30 ровесников и 1-2 руководителей.  Разве что в саду да в школе... Которые готовят детей к настоящей жизни,  ага. Когда мы вырастаем,  мы попадаем в очень разные условия, но много ли кто может сказать,  что его коллектив на работе,  его семья,  община, клуб  похожи по устройству на группу детского сада? Не думаю.
2. Детский сад необходим для социальной адаптации. Тут,  пожалуй,  стоит определиться с тем,  что такое социальная адаптация.  Для меня это обретение способности общаться с другими людьми,  не становясь занозой в заднице и при этом не отказываясь от себя,  от своих потребностей. Поиск баланса между своими желаниями и требованиями общества. Что для этого нужно? Способность к эмпатии, интегративность мышления,  возможность оплакать то,  что от тебя не зависит и сделать то,  что зависит. Все эти качества развиваются в ОПРЕДЕЛЕННОМ ВОЗРАСТЕ, и сразу скажу,  что это не 2,  не 3 и даже не 4 года. Нужна ли для этого практика? Думаю,  что да,  как и для любой другой способности. И многочисленные истории про детей-маугли это подтверждают.  Но все же среднестатистический несадовский ребенок живет не в вакууме,  а в семье, и взаимодействует как минимум со своей мамой,  а чаще всего еще и с папой,  бабушками,  дедушками, братьями-сестрами, детьми на площадке,  а также вероятно мамиными подругами и их детьми.  В общем,  имеет массу возможностей побывать в разных ситуациях и разных ролях и попробовать разные модели взаимодействия с людьми.
Но можно трактовать социализацию и по-другому,. По внешним проявлениям - это способность взаимодействовать с людьми, по возможности бесконфликтно (хотя бы не убивая тех,  кто стоит на пути к желаемому). И если мы забываем о второй части,  о внутренней составляющей ("не теряя себя"),  тогда список социализированных детей будет несколько иным,  чем в первом случае.
Кстати говоря,  тех,  кто не адаптируется,  несмотря на детский сад с раннего возраста,  всегда можно назвать аутистами,  гиперактивными или избалованными неумной гиперопекой.

Read more...Collapse )
И напоследок,  чтобы избежать хотя бы части возможных холиваров:
- Нет,  я не считаю,  что садики это абсолютное зло.
- Нет,  я не думаю,  что родители,  которые отправляют малышей в сад,  будут гореть в аду или проведут старость в одиночестве и забвении.
- Нет,  я не осуждаю мам,  которым в тягость сидеть с детьми,  более того,  я их понимаю.
- Я верю,  что некоторым детям в  саду хорошо.  Дети вообще разные:)
- Я не считаю,  что садик это прямо самый крайний вариант на случай конца света. Я не считаю, что садиков надо избегать во что бы то ни стало.
- Этот пост не про мою ненависть к садикам, а про мое возражение против традиционных аргументов в пользу их необходимости!
- Я считаю, что практически всегда можно компенсировать «побочные эффекты» пребывания в садике родительской любовью, чуткостью к потребностям и чувствам ребенка. Почти всегда – опять-таки потому, что дети действительно разные.
- Бывают исключительно чуткие и заботливые воспитатели. И я от всей души желаю всем, кто отдает детей в детский сад, встретить именно таких!:)
- Возможно, тон этого поста местами категоричен и ироничен, что скорее всего вызовет сопротивление у тех, для кого эта тема уязвима.  Но я не хотела никого обидеть, просто излагала свои мысли так, как они приходилиJ
И чтобы вы понимали, почему для меня эта тема так актуальна, мне самой, вероятнее всего, предстоит решать этот вопрос осенью. Да поможет мне интегративное мышлениеJ

Много котэ.

Оригинал взят у nevermind_bijou в Много котэ.
Интернет без котиков - не интернет. Если ваш мимимиметр зашкаливает при виде этих этих  своенравных независимых тварей очаровательных пушистых созданий, у вас  есть возможность сообщить об этом всем окружающим. Без слов:) И даже если вам ПРОСТО понравились эти украшения - вы можете так же ПРОСТО их приобрести, и никто не будет тестировать вас на котообожание;)




колье. материал: латунь, хлопковый шнурок (коричневый, на фото не очень хорошо видно).


Латунные серьги с серебряными гвоздиками. Размер 1-1,5 см.


Можно приобрести комплектом или по отдельности.

Лето, бабочки-цветочки.

Оригинал взят у nevermind_bijou в Лето, бабочки-цветочки.
В прошлом году, еще до появления этого журнала, я сделала несколько очень летних пар сережек с насекомыми. Этим летом, учитывая, что большую часть времени я провожу на даче, мне захотелось вернуться к этой теме и дополнить прошлогоднюю коллекцию новыми бабочками и стрекозами.
Бабочки в ушах смотрятся особенно хорошо: яркие, легкие, разноцветные! Мой фаворит;)
Латунь, медь, серебро, стеклянные бусины.


Латунь,  стеклянные бусины.
А под катом - оставшиеся с прошлого года серебряные пчелки и божьи коровки.
+2Collapse )
Все эти серьги можно купить или заказать похожие.
Оригинал взят у nevermind_bijou в Еще Пикассо. Девочка на шаре.
А куда же без нее, правда?;)










Материалы: латунь, хлопковый шнурок.

Кулон свободен.

И снова Дали. Слоны.

Оригинал взят у nevermind_bijou в И снова Дали. Слоны.
После часов, пожалуй, второй по популярности образ, созданный великим сюрреалистом.
Слоники долго не давали мне покоя и в итоге воплотились дважды - в более восточном и в лаконичном стиле. Не буду тянуть резину, выложу сразу оба варианта:










Оба варианта пока свободны!
материалы: латунь, бисер.

Разбирая папку с бижутерией, внезапно обнаружила фотографии с последнего (простите, крайнего!!!;)) дня рождения. Декабрь 2013 и почти все мои любимые девочки в сборе. Я вообще не большой фанат общения всем скопом, предпочитаю встречаться с близкими людьми тет-а-тет, но раз в год стараюсь собрать всех, это уже не просто общение, а ритуал, праздник, возможность увидеть и почувствовать, сколько вокруг тебя удивительных, восхитительных людей, которые рады быть рядом. Для меня это значит очень много. Я всегда с удивлением слушаю, когда кто-то рассказывает, что у него нет близких друзей, или что он не может с друзьями обсуждать какие-то глубоко личные вопросы, не может честно и открыто говорить, что думает, что чувствует...а для чего еще нужны близкие? не могу себе представить, чтобы у меня не было такой возможности. Точнее, конечно, могу, но как-то не хочется. В общем, в очередной раз думаю - я счастливый человек, раз мои пути идут рядом (или иногда просто пересекаются) со столькими удивительными людьми. И в трудные минуты я знаю, что я не одна...

VAL_8417
+2Collapse )

Часы Дали

Оригинал взят у nevermind_bijou в Часы Дали
Серьги с часами давно куплены, вчера сделала на заказ повтор в серебре. а вот кулон еще не дождался своей хозяйки...Хозяйка, посмотри внимательно! Может, он ждет именно тебя?;)





Материалы: латунь, серебро. На серебряной цепочке.