?

Log in

No account? Create an account
С удивлением наблюдаю, как стремительно альфа-пэрэнтинг набирает популярность. Если в прошлом году из 70-80 семей, побывавших у меня на первичном приеме в медцентре, лишь единицы что-то об этом слышали, и целая одна мама читала брошюру Ольги Писарик «Привязанность – жизненно важная связь», то в этом году родители «в теме» встречаются мне регулярно. К нам, студентам института Г.Ньюфелда, обращаются СМИ с просьбой прокомментировать те или иные идеи, связанные с воспитанием на основе привязанности. Однако в качестве побочного эффекта мы имеет два противоположных представления о том, в чем суть такого видения родительства:

  1. Альфа-пэрентинг это диктатура. Такое видение опирается на утверждение о том, что взрослый в семье главный.

  2. Альфа-пэрэнтинг это царство гиперопеки. Причина такого восприятия, вероятно, кроется в том, что этот подход уделяет очень много внимания привязанности между родителем и ребенком, ее укреплению, в противовес традиционному вниманию к своевременному (?) разделению.

Почему так происходит?Collapse )
1. Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь

Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами.

Результат: отвлеканием мы способствуем тому, что негативные чувства остаются внутри ребенка и не находят выхода. Даже если внешне он при этом успокаивается, вероятнее всего, они дадут о себе знать при первом удобном случае, а мы будем удивляться, почему это из-за какой-то ерунды ребенок закатил часовую истерику. Эмоции – это энергия, ее необходимо как-то использовать. Почему-то мы наивно полагаем, что они могут просто исчезнуть. Пожалуй, нет больше в мире вещей, от которых мы ожидали бы подобных чудес. Мы прекрасно понимаем, что чувство голода никуда не денется от того, что мы займемся работой (да, про него на время можно забыть, но организм будет прилагать все усилия, чтобы сообщить нам, что пора подкрепиться). Мы не думаем, что бардак в квартире рассосется, если мы из нее на какое-то время уйдем. Наконец, мы не тешим себя иллюзией о том, что позывы в туалет пройдут сами собой (навсегда и бесследно!), если отвлечься на что-то другое, только потому, что они возникли не вовремя. Мы просто ищем способ ответить на эти сигналы наиболее цивилизованным способом:) Эмоции требуют от нас того же. Они возникают не от дурной наследственности и не от природной склонности детей быть манипуляторами и вредителями – они сообщают нам о том, что что-то пошло не так. И даже если невозможно это что-то исправить, их необходимо выразить, прожить, чтобы они не накапливались и не создавали эффект неразорвавшейся бомбы.

еще 4Collapse )

Это и другие интересные человеконаблюдения (мои и Милы Гнитеевой) читайте на нашей странице в фб https://www.facebook.com/bezrecept
А еще там мои любимые комиксы про недопонимание:) А еще там уже 4 сказки из нашей книги выложено!;)
Друзья мои! в последнее время я здесь бываю крайне редко, и мне жаль терять возможность общения с теми из вас, с кем мы были на связи только тут. Зато у нас с моей замечательной подругой, героиней тега "кофе с коллегой" появилась своя особенная страничка на фб, где мы планируем делиться своими мыслями, совместными творческими проектами и приглашать вас на интересные мероприятия! В частности, там уже на этой неделе мы начнем выкладывать главы из нашей книги для детей и родителей!!! К сожалению, пока нет ресурсов, чтобы все это дублировать сюда, поэтому желающие, заходите на https://www.facebook.com/bezrecept, мы вам будем рады!!!

Я конечно буду стараться выкладывать сюда самое интересное, но не уверена, что получится делать это регулярно.
Вот сегодня, например, поделюсь с вами статьей, которая родилась в ходе подготовки к выступлению на конференции для родителей SelfMamaPuzzle

О задачах развития в раннем возрасте и роли привязанностиCollapse )
В интернетах можно найти массу статей про три, пять, семь (у кого какие магические числа) признаков хорошего психолога, и еще больше – плохого. Не могу не добавить свои пять копеек в этот животрепещущий контент.
На это меня вдохновила встреча студентов института Ньюфелда с его невероятным, потрясающим директором, без восторга и обожания о котором невозможно говорить, с Гордоном Ньюфелдом.
Одна из тем, затронутых во время его мастер-класса – тема психотерапии. В чем ее задачи, когда терапия может увести от заботы о детях, заменить семью, навредить. Разговор этот был глубоким и открыл многогранное отношение к данному вопросу Ньюфелда, это было для меня очень значимо, потому что обычно все, что я слышала – то, что по мнению Ньюфелда лучшая терапия – это родительство. Это вызывало во мне смешанные чувства. Теперь, когда картинка стала объемной, мной двухгодичный гештальт закрыт:)
Возвращаюсь к теме «хороших» и «плохих» психологов (точнее психотерапевтов). Ньюфелд среди прочего отметил, ... далее - почерпнутое из мастер-класса и мои собственные мысли, похожие на сценарий к мультфильмуCollapse )
А картинка, как водится, для привлечения внимания - Гордон Ньюфелд и первопроходцы из России:)2IntensiveWeb

опыт и мировоззрение

Завязался у нас с любимой коллегой жаркий спор на тему того, когда и в каком смысле можно считать мать и дитя отдельными людьми, и что вообще значит «быть отдельным человеком». В подробности вдаваться не буду, не суть. В ходе дискуссии мы пришли к тому, что эта тема нас так задела (обычно мы легче приходим к единому знаменателю) потому, что у нас разное отношение к границам в принципе. Одна из нас их тщательно блюдет и готова с битой встречать того, кто попытается на цыпочках без предупреждения их пересечь. Другая нередко обнаруживает на их месте старый завалившийся заборчик, который не мешало бы сменить на что-то посолиднее. В общем, очевидно, что наши тараканы выстроились рядочками друг против друга и стоят на низком старте в ожидании боя. И тут мы вспоминаем об одном важном факте нашей биографии. Дело в том, что одна из нас – единственный ребенок в семье, а другая – из близнецовой пары:)
Меня всегда удивляло, или нет… поражало, восхищало, вдохновляло…сложно подобрать слово. Приводило в восторг то, насколько разным и непостижимым для другого может быть наш опыт. И насколько сильно он определяет то, как мы слышим одни и те же слова. А главное – то, как легко мы об этом забываем…
Все, что я тут напишу – продукт моих размышлений и наблюдений. Возможно, эта тема уже исследована и я изобретаю велосипед. Возможно, мои предположения неверны.
Итак, ко мне чаще всего обращаются за помощью как к нейропсихологу. В основном, родители условно «нормальных» детей, то есть без ярлыка «дети с ОВЗ» или, как говорилось раньше, «дети с СОП». Дети, которых приводят ко мне на прием, чаще всего становятся «проблемными» в школе, иногда – в период подготовки к школе. До этого, как правило, «у них такой характер», «гены», «дети все разные» и тд. У родителей начинающих школьников самые популярные жалобы следующие:
- витает в облаках
- быстро устает
- не старается
- неусидчивый
- невнимательный
- только делает вид, что слушает
- дома все делает, а на уроке как будто подменили
Как я уже неоднократно говорила в предыдущих постах, все эти проблемы можно рассматривать как с точки зрения биологической (в том числе нейропсихологической, то есть с точки зрения мозговой организации функций и их развития), так и с социальной (то есть с точки зрения влияния среды).
С социальной точки наибольшую роль играет надежность привязанности со значимыми взрослыми, причем важно помнить, что в данном случае это не только родители, но и учитель. Если ребенок не видит от учителя доброжелательного приглашения, принятия, готовности видеть его целиком, а не только его неудачный ответ у доски здесь-и-сейчас, тогда ребенок (конечно, не всякий, но таких детей много), вероятнее всего, довольно скоро уйдет в защиты от уязвимости. Ведь это такой стресс – по полдня находится в ситуации оценивания (пусть не формального, без пятерок-двоек, но оценивание можно прочитать в глазах учителя), небезусловного принятия, особенно когда тебе предстоит освоение новой деятельности, чего-то, в чем еще совершенно не факт, что тебе удастся быть успешным. Внешне эти защиты как раз могут выглядеть как «витает в облаках», и «слушает но не слышит» (и это чистая правда!). А еще может проявляться в виде негативизма и самоагрессии («плевать мне на учебу!» или «я дурак»). Если же защиты не включаются, мы получаем ребенка в постоянном стрессе и тревоге. Он не говорит, что в школе не интересно, но он постоянно настороже и его сердце бешено колотится от каждого шороха. Вдруг сейчас спросят? Вдруг не пойму задание? Вдруг не успею? Само собой, это съедает львиную долю ресурса, если не весь ресурс целиком. А теперь перейдем к нейропсихологической точке зрения и заодно поговорим что это за ресурс.
а с точки зрения нейропсихологии...Collapse )
2 года назад я впервые посетила семинар Гордона Ньюфелда и, как поет Гришковец, "настроение мое улучшилось". А вслед за настроением, произошло еще много приятных изменений. В этом году, после долгих терзаний насчет финансового вопроса, я решила, что пойду снова. И тут такое дело - лотерея! В общем, даю мирозданию шанс себе помочь;) а заодно приглашаю тех, кто еще не. Кто со мной?
http://alpha-parenting.ru/2014/09/15/gordon-nyufeld-v-moskve-2-i-4-oktyabrya-2014g/

Веня и развитие речи

Очень интересно наблюдать за тем, как развивается Венина речь. Он видимо решил что маму-логопеда в этом вопросе подвести нельзя и держит марку (а я, еле сдерживая смех, регулярно принимаю комплименты на эту тему: "как он хорошо говорит! Конечно, у него же мама логопед...")
Вообще, это очень странное ощущение раздвоенности, когда с одной стороны ты просто восхищаешься и удивляешься тому, как растет и меняется твой родной человек, а с другой стороны непроизвольно подмечаешь какие функции у него развиваются, как бы проживая теорию из учебников на практике... И это тоже полнейший восторг! Одно дело знать что в таком-то возрасте в речи/мышлении/игре и проч. проявляется то-то и то-то. И даже отмечать это, когда на прием приводят детей этого возраста - ага, действительно, появляется. А другое дело, когда это касается повседневной жизни и близких - вот вчера не было, а сегодня уже есть! Ну не чудо ли? Как незаметро зреет мозг:) Вспоминаю, как пару лет назад мы с подругой из рубрики "кофе с коллегой", наблюдая, как Веня с каким-то малышом самостоятельно договорился об обмене игрушками и даже сказал спасибо по собственной инициативе, хором восторженно запищали: "Боже! Коммуникация!"
Сейчас у Вени активно развивается словесно-логическое мышление, пока на эмпирическом уровне. Помню еще из детства историю Аверченко, где девочка просила рассказать ей сказку, а потом в ответ рассказывала свою, идентичную услышанной, заменив в ней "яблоко" на "грушу" и "жабу" на "курицу". При этом она была страшно довольна собой и обиделась на подозрения в плагиате. Вот Веня сейчас ведет себя так же! И это одновременно смешно и ваааауууу:)
А еще забавно наблюдать как он смокует новые слова. Как только подаренную игрушку! Понравится слово, которое он случайно (это для нас случайно) выхватил из какого-то контекста и давай примерять его, прикладывать к разным предложениям:
- Бабушка, осторожно! Посреди тебя летает оса!!!
Нам, взрослым, просто забава, а у человека тем временем серьезное дело - он пространство осваивает через предлоги.
Так интересно бывает вдруг обнаружить, что он вложил в слово какой-то свой смысл, причем такой, который невозможно выразить одним словом! Например сегодня я заметила, что "я наелся" у него означает "на тарелке еще осталась еда, но я больше есть не хочу". То есть если он все съел - это не значит, что он наелся. Бабушку это поставило в тупик:) Не наелся, но больше не хочу.
И напоследок - особый шик, это когда трехлетка любит употреблять обобщающие слова. Это сразу придает ему деловитости и взрослости. В сочетании с его миниатюрностью это умиляет сильнее, чем котятки в интернете.
Сидел вечером, ковырял сыр с игривым видом:
- Мама, можно я поиграю с этим продуктом?
Накануне учебного года (а поскольку я работаю с детьми, в моем мироощушении год по-прежнему начинается в сентябре, а не в январе), хочется рассказать одну маленьку вдохновляющую историю. Точнее, зарисовочку. У меня таких целый сундучок:) но большинство из них трудно пересказать, потому что вдохновляют в них такие малозаметные мелочи, которые ощущаются во всем своем могуществе только изнутри.
История логопедическая:) В середине года мне привели второклашку, у которого были большие проблемы с письмом. Он делал ошибки в каждом слове, даже в таком, где, казалось бы, ошибку сделать невозможно. А потом сам не мог прочитать, что написал. Работать с дисграфией я люблю. В свое время, еще до логопедического образования, я придумала игру, которую потом защищала в качестве диплома, и которая довольно успешно помогает мне работать с такого рода проблемами (хотя, конечно, мгновенного результата тут ждать не приходится). Я взяла ребенка на занятия и в итоге столкнулась с двумя проблемами:
Первая - это то, что бедный мальчишка настолько был загнан в улог переживанием своей неуспешности, что просто напрочь отказывался делать что-то хоть косвенно связанное с письмом. при этом от своего волнения он сильно перевозбуждался, постоянно смеялся, пытался командовать парадом (точнее, отказывался практически от всех предложенных игр) и страшно переживал, что у него ничего не получится, как я ни пыталась увести его в безоценочное пространство.
Вторая проблема, по сути, моя личная, заключалась в том, что я не видела возможности работать с этим мальчиком в чисто логопедическом или хотя бы нейропсихологическом ключе. В идеале мне виделась в первую очередь работа с его мамой или в паре мама-ребенок, чтобы снять эту дикую тревожность и смягчить защиты, чтобы мама стала полноправным участником событий. Но мама была к этому не готова, она вообще к логопеду пришла. И это ее право. И моя тщетность:)
Мало-помалу мальчик стал расслабляться и доверять, я нашла способ заниматься теми пробелами, на которых строились его нарушения письма, практически избегая использование самого письма, но дело двигалось еле-еле... Пока однажды, когда я позволила себе ослабить давление звания "логопед", мы не погрузились в спонтанную игру... Первое занятие в таком ключе прошло с точки зрения логопедических целей бездарно, но я видела его взгляд и он подсказывал мне, что мы на верном пути;) И вот на втором занятии у нас завязалась игра в шпионов. Мы вместе шпионили за пациентами в корридоре и администраторами, подглядывая в шелочку приоткрытой двери или договариваясь, что один как бы выходит в туалет а другой, воспользовавшись моментом, выглядывает вслед... Конечно, нам надо было как-то договариваться. Шептаться было не безопасно - нас могли услышать контрагенты. Мы пытались объясняться знаками, но так можно было передать друг другу только какие-то простые мысли, или остаться недопонятым. И тогда мы стали... ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ! От обрывков слов в начале занятия к концу мы дошли до предложений! Я не верила своим глазам. Мальчик в азарте даже не замечал, что занимается самой страшной вещью на свете - пишет! В конце занятия, выйдя из образа шпиона, я показала ему исписанный нами целый лист бумаги. И я точно знала, что теперь в нем что-то переменилось. Что защиты от непереносимой уязвимости - быть неудачником (лучше даже не пробовать!) стали на миллимемиллиметр тоньше.
Хэппи энда к сожалению не будет. После новогодних каникул они больше не пришли. Такое часто встречается в сфере платных услуг - меняются приоритеты, трудности с финансами, семейные обстоятельства... В общем, о дальнейшей судьбе этого мальчика мне не известно. И конечно, я не тешу себя иллюзией, что этот эпизод сделал его отличником. Но и не это самое важное. Эта история - о том, как увлеченность чем-то по настоящему интересным может открыть тебе твои истинные возможности. И как искренняя поддержка и вовлеченность того, кто рядом, может в этом помочь. И о том, как мне повезло работать с детьми:)

Поделки и подделки

Этот текст о том, почему мне не суждено быть педагогом. Скажу даже больше - меня бросает в дрожь от одной мысли о фронтальном занятии с группой детей, которая должна что-то делать по предъявлемому мной образцу, и которую мне предстоит по результатам оценивать. Иногда у людей создается впечатление, что если специалист работает с детьми, он может делать с ними что угодно... Но это совсем не так. Или не совсем так - это уж от человека зависит. Лично для меня самое ценное - это быть свидетелем того, как ребенок сам себя открывает, как следует за собой, опираясь на надежное плечо безусловно принимающего взрослого. Это может происходить или нет. Это может быть заметным, ярким или неуловимым. Он может это понимать, может не понимать, но вдохновляться, а может просто принимать как есть. Но это всегда удивительно и невыразимо. На уроке такое тоже может случиться и даже принести радость учителю - в случае если вектор движения ребенка совпал с вектором занятия. Если открытие ребенка срезонировало с целями и задачами урока и произошло по расписанию - не раньше и не позже. А в идеале - если это был групповой инсайт, в едином порыве. Это здорово, но редко:)
Все эти размышления, как нетрудно догадаться, активировались в моей голове на фоне предсентябрьских холиваров о школе... А также переживаний о своей дальнейшей карьере, в свете ухода из центра, где я проработала 7 лет и перестала чувствовать себя слепым котенком в профессии. Почему мне так важно сохранить свой формат работы, а не уходить в педагогику (в логопедии в том числе, где этой педагогики подразумевается в разы больше.)? Ответ нашелся в опечатке подруги, которую она допустила в своем отчете. Вместо слова "поделки" она написала "подделки". И это как никогда точно отражает суть различий двух подходов. Когда мы позволяем ребенку заглянуть в себя, набраться смелости отразить мир вокруг него, давая в первую очередь поддержку, принятие, со-чувствие, восхищаясь совершенством природы, создавшей его, и нас, и мир, который ему так необходимо отразитотразить - тогда мы получаем "поделку", хотя это слово выглядит мелко и как-то нелепо на фоне того, что я чувствую, пытаясь это сказать. Но оно необходимо для того, чтобы показать, что когда мы предъявляем ребенку образец и ждем от него максимально приближенной копии, и радуемся тем больше, чем больше копия похожа на образец - тогда речь идет именно о "подделке", моя подруга не ошиблась:)
В принципе, и тот, и другой подходы преследуют свои определенные цели. Только в первом случае мы, в некотором смысле, вверяем цели и задачи Господу Богу, во втором занимаемся ими сами. И в целом в них нет ничего плохого - мы способствуем развитию произвольности (умение действовать по инструкции, по образцу, сверение с образцом, работа над ошибками и тд), развиваем те или иные заданные навыки, даем знания (иногда даже по запросу, что особенно эффективно) . И все это хорошо работает при соблюдении ряда условий. В первую очередь - доверие ученика учителю, принятие ученика, желание его понять. Возможность это сделать - то есть моральные и временные ресурсы. Способность учителя повести за собой, заразить любовью к тому, о чем он говорит. Способность импровизировать, исходя из реальной группы детей, а не листочка с планом урока. Думаю, каждый чуткий и талантливый учитель имеет в запасе не одну историю о том, как приходилось задвинуть план на второй план (пардон за тавтологию) и отправиться в совместное с детьми увлекательное путешествие:)
Все это - редчайший талант. Не только уметь так делать, но и не выгореть, когда через тебя проходит столько детей, когда в течении сорока минут (а потом еще сорока, и еще...) тебе надо удерживать внимание таких разных детей, из разных семей, в которых к ним по-разному относятся... И не факт, что все дети придутся тебе по душе. И они в этом не виноваты. А еще планы, отчеты, руководство... В общем мне такое не приснится и в страшном сне:)
При этом я не могу сказать, что категорически против "подделок". Есть ситуации, когда такой формат обучения нужен. Есть дети, которым он не так претит. В конце концов, ведь родители по разному видят то, как и зачем воспитывать ребенка, что значит стать взрослым. И это нормально, даже в те моменты, когда бы мне хотелось, чтобы это было не так. Это выбор каждого. Хорошо, когда он есть. А еще лучше, когда он осознанный.

Profile

инсайт
4_soglashenia
4_soglashenia

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow