?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Накануне учебного года (а поскольку я работаю с детьми, в моем мироощушении год по-прежнему начинается в сентябре, а не в январе), хочется рассказать одну маленьку вдохновляющую историю. Точнее, зарисовочку. У меня таких целый сундучок:) но большинство из них трудно пересказать, потому что вдохновляют в них такие малозаметные мелочи, которые ощущаются во всем своем могуществе только изнутри.
История логопедическая:) В середине года мне привели второклашку, у которого были большие проблемы с письмом. Он делал ошибки в каждом слове, даже в таком, где, казалось бы, ошибку сделать невозможно. А потом сам не мог прочитать, что написал. Работать с дисграфией я люблю. В свое время, еще до логопедического образования, я придумала игру, которую потом защищала в качестве диплома, и которая довольно успешно помогает мне работать с такого рода проблемами (хотя, конечно, мгновенного результата тут ждать не приходится). Я взяла ребенка на занятия и в итоге столкнулась с двумя проблемами:
Первая - это то, что бедный мальчишка настолько был загнан в улог переживанием своей неуспешности, что просто напрочь отказывался делать что-то хоть косвенно связанное с письмом. при этом от своего волнения он сильно перевозбуждался, постоянно смеялся, пытался командовать парадом (точнее, отказывался практически от всех предложенных игр) и страшно переживал, что у него ничего не получится, как я ни пыталась увести его в безоценочное пространство.
Вторая проблема, по сути, моя личная, заключалась в том, что я не видела возможности работать с этим мальчиком в чисто логопедическом или хотя бы нейропсихологическом ключе. В идеале мне виделась в первую очередь работа с его мамой или в паре мама-ребенок, чтобы снять эту дикую тревожность и смягчить защиты, чтобы мама стала полноправным участником событий. Но мама была к этому не готова, она вообще к логопеду пришла. И это ее право. И моя тщетность:)
Мало-помалу мальчик стал расслабляться и доверять, я нашла способ заниматься теми пробелами, на которых строились его нарушения письма, практически избегая использование самого письма, но дело двигалось еле-еле... Пока однажды, когда я позволила себе ослабить давление звания "логопед", мы не погрузились в спонтанную игру... Первое занятие в таком ключе прошло с точки зрения логопедических целей бездарно, но я видела его взгляд и он подсказывал мне, что мы на верном пути;) И вот на втором занятии у нас завязалась игра в шпионов. Мы вместе шпионили за пациентами в корридоре и администраторами, подглядывая в шелочку приоткрытой двери или договариваясь, что один как бы выходит в туалет а другой, воспользовавшись моментом, выглядывает вслед... Конечно, нам надо было как-то договариваться. Шептаться было не безопасно - нас могли услышать контрагенты. Мы пытались объясняться знаками, но так можно было передать друг другу только какие-то простые мысли, или остаться недопонятым. И тогда мы стали... ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ! От обрывков слов в начале занятия к концу мы дошли до предложений! Я не верила своим глазам. Мальчик в азарте даже не замечал, что занимается самой страшной вещью на свете - пишет! В конце занятия, выйдя из образа шпиона, я показала ему исписанный нами целый лист бумаги. И я точно знала, что теперь в нем что-то переменилось. Что защиты от непереносимой уязвимости - быть неудачником (лучше даже не пробовать!) стали на миллимемиллиметр тоньше.
Хэппи энда к сожалению не будет. После новогодних каникул они больше не пришли. Такое часто встречается в сфере платных услуг - меняются приоритеты, трудности с финансами, семейные обстоятельства... В общем, о дальнейшей судьбе этого мальчика мне не известно. И конечно, я не тешу себя иллюзией, что этот эпизод сделал его отличником. Но и не это самое важное. Эта история - о том, как увлеченность чем-то по настоящему интересным может открыть тебе твои истинные возможности. И как искренняя поддержка и вовлеченность того, кто рядом, может в этом помочь. И о том, как мне повезло работать с детьми:)

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
irenru
Aug. 20th, 2014 03:47 am (UTC)
Надя, как круто!
Самая большая тщетность, наверное, когда просто не приходят и не знаешь, что там с ними...
4_soglashenia
Aug. 20th, 2014 01:44 pm (UTC)
Это так. И не брать на себя вину автоматом:)
irenru
Aug. 20th, 2014 01:53 pm (UTC)
Пойду запишу куда-нить себе :))
natashastoynova
Aug. 20th, 2014 05:07 pm (UTC)
Я запомню, что ты любишь работать с дисграфией...
chudo_v_ladoni
Aug. 23rd, 2014 12:05 pm (UTC)
чудесная история, как повезло мальчику что вы встретились в его жизни )
janebr
Aug. 25th, 2014 02:00 pm (UTC)
Надя,история, до слез просто! объясню почему: мы с Арсением сначала лета к логопеду ходим... посоветовали супер специалиста в этом деле, с огромным опытом со всякими сложными проблемами.
Я не знаю, как она работает со сложными детьми, думаю,к психотерапевту всех отсылает.
Какое так безоценочное принятие, все через похваляшки, а также пугалки, увеличивающие просто дико тревожность сына.
А надо-то ему всего ничего! принятие! да хоть одно занятие принять все закидоны, и, я уверена, все будет в порядке с желанием заниматься.
janebr
Aug. 25th, 2014 02:00 pm (UTC)
спасает только наличие меня рядом на занятиях.
4_soglashenia
Aug. 25th, 2014 02:32 pm (UTC)
Эх, Анют, я бы с радостью с Арсением позанималась... Это такая редкость и ценность - когда родители понимают своего ребенка...
kathleen_ka
Sep. 22nd, 2014 08:12 pm (UTC)
Отличная история! я работала логопедом совсем немного, но именно такая история (только ребенок был почти неговорящий)запомнилась мне профессиональным восторгом, именно свободная игра приносила столько радости и продвижения...
( 9 comments — Leave a comment )