?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поделки и подделки

Этот текст о том, почему мне не суждено быть педагогом. Скажу даже больше - меня бросает в дрожь от одной мысли о фронтальном занятии с группой детей, которая должна что-то делать по предъявлемому мной образцу, и которую мне предстоит по результатам оценивать. Иногда у людей создается впечатление, что если специалист работает с детьми, он может делать с ними что угодно... Но это совсем не так. Или не совсем так - это уж от человека зависит. Лично для меня самое ценное - это быть свидетелем того, как ребенок сам себя открывает, как следует за собой, опираясь на надежное плечо безусловно принимающего взрослого. Это может происходить или нет. Это может быть заметным, ярким или неуловимым. Он может это понимать, может не понимать, но вдохновляться, а может просто принимать как есть. Но это всегда удивительно и невыразимо. На уроке такое тоже может случиться и даже принести радость учителю - в случае если вектор движения ребенка совпал с вектором занятия. Если открытие ребенка срезонировало с целями и задачами урока и произошло по расписанию - не раньше и не позже. А в идеале - если это был групповой инсайт, в едином порыве. Это здорово, но редко:)
Все эти размышления, как нетрудно догадаться, активировались в моей голове на фоне предсентябрьских холиваров о школе... А также переживаний о своей дальнейшей карьере, в свете ухода из центра, где я проработала 7 лет и перестала чувствовать себя слепым котенком в профессии. Почему мне так важно сохранить свой формат работы, а не уходить в педагогику (в логопедии в том числе, где этой педагогики подразумевается в разы больше.)? Ответ нашелся в опечатке подруги, которую она допустила в своем отчете. Вместо слова "поделки" она написала "подделки". И это как никогда точно отражает суть различий двух подходов. Когда мы позволяем ребенку заглянуть в себя, набраться смелости отразить мир вокруг него, давая в первую очередь поддержку, принятие, со-чувствие, восхищаясь совершенством природы, создавшей его, и нас, и мир, который ему так необходимо отразитотразить - тогда мы получаем "поделку", хотя это слово выглядит мелко и как-то нелепо на фоне того, что я чувствую, пытаясь это сказать. Но оно необходимо для того, чтобы показать, что когда мы предъявляем ребенку образец и ждем от него максимально приближенной копии, и радуемся тем больше, чем больше копия похожа на образец - тогда речь идет именно о "подделке", моя подруга не ошиблась:)
В принципе, и тот, и другой подходы преследуют свои определенные цели. Только в первом случае мы, в некотором смысле, вверяем цели и задачи Господу Богу, во втором занимаемся ими сами. И в целом в них нет ничего плохого - мы способствуем развитию произвольности (умение действовать по инструкции, по образцу, сверение с образцом, работа над ошибками и тд), развиваем те или иные заданные навыки, даем знания (иногда даже по запросу, что особенно эффективно) . И все это хорошо работает при соблюдении ряда условий. В первую очередь - доверие ученика учителю, принятие ученика, желание его понять. Возможность это сделать - то есть моральные и временные ресурсы. Способность учителя повести за собой, заразить любовью к тому, о чем он говорит. Способность импровизировать, исходя из реальной группы детей, а не листочка с планом урока. Думаю, каждый чуткий и талантливый учитель имеет в запасе не одну историю о том, как приходилось задвинуть план на второй план (пардон за тавтологию) и отправиться в совместное с детьми увлекательное путешествие:)
Все это - редчайший талант. Не только уметь так делать, но и не выгореть, когда через тебя проходит столько детей, когда в течении сорока минут (а потом еще сорока, и еще...) тебе надо удерживать внимание таких разных детей, из разных семей, в которых к ним по-разному относятся... И не факт, что все дети придутся тебе по душе. И они в этом не виноваты. А еще планы, отчеты, руководство... В общем мне такое не приснится и в страшном сне:)
При этом я не могу сказать, что категорически против "подделок". Есть ситуации, когда такой формат обучения нужен. Есть дети, которым он не так претит. В конце концов, ведь родители по разному видят то, как и зачем воспитывать ребенка, что значит стать взрослым. И это нормально, даже в те моменты, когда бы мне хотелось, чтобы это было не так. Это выбор каждого. Хорошо, когда он есть. А еще лучше, когда он осознанный.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vaster86
Aug. 16th, 2014 12:10 am (UTC)
интересно почитать)
asinzoo
Aug. 17th, 2014 03:06 am (UTC)
Надь, а почему ты решила уходить из своего центра?

Мне кажется, настоящий учитель может заразить ребенка своими целями, во всяком случае, в начальной школе. А дальше умеющий читать, писать и считать ребенок уже более самостоятелен и при наличии желания учиться и тврорчески настроенных родителях и он не так зависим от стандартного обучения в классе.
4_soglashenia
Aug. 17th, 2014 05:25 am (UTC)
Ну я давно планировала уходить. Там бвли вещи, которые меня в корне не устраивали. В целом, я просто взяла от этой работы все, что могла и надо двигаться дальше. А еще теперь это другой конец москвы:)
( 3 comments — Leave a comment )