?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно я поняла что мне важно озвучить свои не самые оригинальные мысли на эту тему, поскольку они по сути являются фундаментом, на котором строится мой подход к работе (и не только к ней). Ярые ненавистники размышлений в стиле капитан очевидность могут смело пролистнуть этот пост;)
Когда мне было пятнадцать лет, судьба в лице подруги (а тогда еще обожаемого режиссера школьной театральной студии) подарила мне знакомство с удивительным, уникальным человеком Валерой Светловым. Одно из ярких воспоминаний - он показывает мне, как из бумаги сделать ленту Мебиуса:
- А теперь смотри. Пусть эта сторона будет стороной добра, а другая - стороной зла. Начни рисовать ручкой линию по одной стороне...и ты увидишь, что больше нет темной и светлой стороны, где бы ты ни начала, ты проведешь линию везде.
Это было прекрасной пищей для бурно развивающегося интегративного мышления и одним из первых повоторных моментов в формировании моего мировоззрения:-)
При чем тут обозначенные в заголовке дети? Ну, скажем дети - это одно из частных проявлений того, о чем я хочу сказать.
В нашем сознании очень крепко сидит идея дуализма добра и зла, которые в некоторых случаях еще и отчаянно сражаются друг с другом. В моей картине мира зло - это всего лишь отсутствие добра, подобно тому, как темнота - отсутствие света. Точнее я бы даже сказала, что зло - отсутствие любви.
Подобно тому, как всем растениям нужен свет, для того, чтобы стать такими, какими их задумала природа, расти и приносить плоды, человекам жизненно необходима любовь. А без нее они увядают и не плодоносят:-)
Это я к чему все? Просто однажды я услышала рассуждение взрослого человека о том, что бывают дети по своей природе злые. Ну, гены там, карма еще что... уж какой родился, что поделаешь. Приходится держать в ежовых руковицах...А ведь последняя фраза по сути и объясняет причину "природной" озлобленности! Причина и следствие тихо поменялись местами и теперь, благодаря общепризнанной идее о добре и зле, портят жизнь отдельно взятому ребенку и его семье.
Вообще, все эти гены, в отличие от невинных чебурашек, успели перепортить отношения немалому количеству людей. Ведь оказывается, что добрые и злые черты характера, плохие и хорошие наклонности передаются по наследству и страшно ригидны. *Адептам таких идей очень хочется посоветовать почитать хороших книжек на тему, но видимо склонность читать такие книжки тоже передается по наследству* Больше всего от подобных идей страдают приемные дети, но и воспитанным биологическими родителями, нередко приходится слышать нелестные отзывы об особенностях генофонда той или иной части семьи.
Об этом можно говорить долго и эмоционально, но чтобы не уходить далеко от заявленной темы, я хочу сказать, кто такой плохой ребенок.
Плохой ребенок - это практичеки всегда испуганный ребенок. Это ребенок, не уверенный в том, что его любят. Причем не на уровне сознания, а на уровне процессов, которые выполняют более древние и глубокие структуры мозга. И не уверенный не обязательно вообще, а может быть в данный конкретный момент. Или же ребенок, не уверенный ( на том же глубоком уровне) в своей безопасности, в данный момент или на протяжении какого-то времени. На протяжении первых лет жизни ( причем отнюдь не пары) сфера произвольности развита недостаточно, чтобы в момент разобраться в таких тонкостях, как разница между "мама не любит" и "мама недовольна поведением". Также нехватка произвольности мешает сдерживать агрессив ные импульсы, переводить их в социально приемлемое русло. Недостаток интегративного мышления не позволяет сделать взвешенный выбор между своими желаниями и желаниями, потребносттями, правами другого человека. Несформированность временнЫх представлений мешает понять, что значит "не сейчас", "чуть попозже". Так рождается плохое поведение. При отсутствии чуткой реакции взрослого, черно-белом видении происходящего, суждениях в категориях хорошо-плохо, плохое поведение скоро трансформируется в "плохого ребенка" и по сути становится руководством к действию за неимением другого сценария и поддержки в понимании самого себя. А дальше...
Не бывает плохих детей. Плохие взрослые - бывают. Потому что чем старше человек, тем более могущественным должно быть заклинание, призванное растопить его сердце. Ведь те простые действия, которые останавливают и смягчают " плохого" трехлетку - завладевание взглядом, улыбка, теплые слова, возможность поплакать в надежных объятиях - со взрослым "плохим" уже могут не сработать. Потому что он давно и твердо уверен в том, что плохой. И что гены, карма и уже ничего не поделаешь.
Что-то самой стало грустно. Пойду выплакивать слезы тщетности, а заодно обниму своего спящего трехлетку, которого пока так легко любить и смягчать его защиты...
Всем нам пауэр ту пэрэнт. Аминь:-)

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
elena_ryabchev
Jul. 12th, 2014 04:34 am (UTC)
Здравствуйте, Надя! Меня зовут Лена, нашла ваш журнал в фейсбуке у Ани Сергиенко, мы с ней учились коучингу в Генезисе.

Мне нравятся ваши мысли. Есть очень хорошая книга Брюса Липтона "Биология веры". Там говорится про живые клетки и молекулярную биологию в доступной и смешной форме. Автор тоже считает, что на развитие клеток окружающая среда влияет больше, чем подученная по наследству днк. Меня он убедил. :))
4_soglashenia
Jul. 12th, 2014 04:57 am (UTC)
Да, есть немало исследований, которе ставят мощь наследственности под вопрос. Более того, не так-то просто на самом деле отделить мх от котлет и доказать, что врожденное, а что следствие внутриутробного и раннего опыта. Надо быть аккуратным с выводами. Можно же сказать: это сын убицы и он совершил убийство несмотря на то что отец не участвовал в его воспитании, значит склонность убивать наследственный фактор. А можно тщательно изучить особенности детско-родительских отношений в семьях обоих и предположить,например, наследуемую высокую эмоциональную чувствительность, на которую наложились средовые факторы.
elena_ryabchev
Jul. 12th, 2014 06:21 am (UTC)
Согласна с вами! Опираясь только на наследственность, можно нечаянно получить фашизм, такое уже было в истории.( Все не так просто.

Мне тоже очень приятно познакомиться, спасибо! :)
4_soglashenia
Jul. 12th, 2014 04:58 am (UTC)
И приятно познакомиться:-)
vasja_kapova
Jul. 12th, 2014 08:58 am (UTC)
Надя, круто написано! Эссе Наталии Мещеряковой "Гены" как раз об этом. Там история из жизни.
4_soglashenia
Jul. 12th, 2014 09:03 am (UTC)
Я в фб у тя только картинку видела и как-то страшно подступаться... Боюсь сейчас мясом наружу:(
vasja_kapova
Jul. 12th, 2014 09:10 am (UTC)
Да, там мясо наружу. Там текст для слез тщетности.
4_soglashenia
Jul. 12th, 2014 09:13 am (UTC)
Знаешь, я в юности че-то так любила это мясом наружу - генри миллер и бертран блие мои лучшие друзья! А в последнее время как-то берегу себя, чтоли... Грустное-урыдательное могу, такую чистую органичаскую незамутненную тщетность, но с мясом... Ух.
vasja_kapova
Jul. 12th, 2014 09:51 am (UTC)
Нет, Надя, там не такое мясо. Там все чувства наружу, и автор все-все очень понимает, ну и реальность такая, что жуть. Короче, там нескончаемый кейс для нас. Все, что мы проходим на 2ом интенсиве там есть.
patriotoo
Oct. 21st, 2014 07:10 pm (UTC)
А я про психопатов читала...
( 10 comments — Leave a comment )