?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы сейчас живем на даче, с разным набором бабушек и, соответственно, представлений о том, чего им должен ребенок:)
В обычное, не дачное время, ребенок видит их, как правило, по отдельности и не чаще раза в неделю, поэтому все эти требования (возрастающие по мере взросления ребенка) ему во многом непривычны и непонятны. Главная трудность, на мой взгляд, в представлении большинства взрослых о том, что ребенок должен слушаться просто потому, что он ребенок и перед ним взрослый. Тем более бабушка/дедушка/бабушкина подруга/пожилой человек/уважаемый человек/ветеран труда. У ребенка другая версия (столь же неосознаваемая), и заключается она в том, что слушать надо того, кому доверяешь. Кстати, хорошо бы и нам, взрослым, почаще об этом вспоминать;)
Так вот, описываю типичную вечернюю картину. Бабушки смотрят телевизор, все их внимание захвачено фашистами и бендеровцами. Веня хочет играть. Он втюхивает им своих роботов и машинки, они, не отвлекаясь от экрана, механически берут то, что оказалось в их руках, эхолалически отвечают ему. Как только пауза затягивается, он бежит и выключает телевизор. Бабушки возмущены, на разный манер грозятся наказаниями и в итоге взывают ко мне, чтобы я восстановила справедливость и повлияла на юного террориста. Ну а мама тоже человек и иногда мечтает заняться своими делами, сбагрив ребенка под шумок отряду бабушек. В какой-то момент нервы заканчиваются у всех... Мама теряет способность к интегративному мышлению и выливает свой гнев на самого маленького и слабого, и при том, самого влиятельного во всей этой истории героя. Слезы, страдания. Но ребенок непоколебим – даже шантаж и угроза сепарации не убеждают его включить телевизор. Теперь ему надо на ручки и чтобы пожалели. Грустная картина. Бабушки возмущены, ребенок безутешен, мать мечтает вырваться на свободу. По истечении времени способность к интеграции начинает возвращаться к маме, она налаживает контакт с ребенком и какое-то время все довольны.
Самое главное в таких ситуациях лично для меня – это чувство собственного бессилия. Оно порождает заколдованный круг: ребенок пытается взять ситуацию под контроль  - я пытаюсь по-хорошему уговорить его это не делать – он остается непреклонен – я злюсь, потому что не могу повлиять на ситуацию, при этом не хочу использовать угрозы, разделяющую дисциплину, насилие, потому что не хочу, чтобы он останавливался из страха  - он чувствует, что я в зависимой роли, и инстинктивно берет на себя роль лидера. Мозг, закипая от неразрешимой ситуации, уже переходит в режим автопилота и готов выдать заученное с детства «Если ты сейчас же не включишь телевизор, я от тебя уйду/не буду с тобой разговаривать/надеру тебе задницу/закрою в детской». Сознание из последних сил сопротивляется. План Б не придумывается.
А вот пример аналогичной ситуации, которая произошла в отсутствие бабушек. Тщетно пытаюсь вспомнить, что мне могло понадобиться в телевизоре, но факт остается фактом. Веня привлекает меня к игре традиционным методом выключения голубого экрана, я практически сразу начинаю злиться от собственного в этой ситуации бессилия, но тут я успеваю поставить себя на паузу и прочувствовать тщетность моей злости и попыток остановить его. Тщетность того, что ребенок не всегда будет делать что-то только потому, что я его люблю и всем сердцем желаю, чтобы он это сделал. Какой бы хорошей и заботливой мамой я ни была, такие ситуации будут происходить. Прочувствовав все это, я говорю ему:
- Венюша, пожалуйста, включи телевизор.
- Не хочу!
- Мне так грустно, что ты его выключил. Я бы очень хотела, чтобы ты снова его включил…
Все это я сказала очень искренне. И тут происходит нечто неожиданное. Глаза ребенка наполняются заботой и любовью, он подходит ко мне и ласково говорит:
- Конечно, мамочка! Сейчас включу!
Я не знаю, в чем тут секрет. В том ли, что он, управляемый лидерскими инстинктами вдруг включил заботу, или в том, что почувствовав мой отказ от ожиданий, выключил инстинктивное противление. Или, может быть, он почувствовал, что от меня не исходит агрессии и снизилась его тревожность. А может быть чувство грусти, тщетности, заразительно, и он, вслед за мной, просто расслабился, выдохнул. Скорее всего,  все вместе. Но этот маленький эпизод вдохновил меня быть заботливой феей весь оставшийся вечер. Да и мальчик мой был практически шелковый…J
А теперь внимание!!! Как говорится, не пытайтесь повторить это дома! Нет, это не опасно. Просто может не сработать и разочаровать, подтолкнув к более энергосберегающей программе «управление детским поведением на основе страха сепарации». Эти слова я и сама произносила до этого не раз, в надежде уговорить его по-мирному. Но при этом я в глубине души продолжала ожидать, что он послушается. Нельзя по инструкции заставить себя что-то прочувствовать и загрустить, именно поэтому я говорю «не пытайтесь повторить».  Для каждого из нас заготовлена своя маленькая история, чтобы это почувствовать. Главное, стараться не забывать о том, что даже когда дети превращаются в невыносимых тиранов и деспотов, они по-прежнему нуждаются в нашем сочувствии и принятии. И кнопка переключения в режим ангела может сработать в любой момент, если наше сердце им открыто…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
irenru
Jul. 2nd, 2014 11:29 am (UTC)
"эхолалически отвечают" спасибо за напоминание этого термина! :D он мне очень пригодится.
а по ситуация - ага, мог из альфы сделать, не показательно...
4_soglashenia
Jul. 2nd, 2014 12:44 pm (UTC)
Да может и из альфы, но дальше у него именно следование включилось, а не забота (не огорчать мамочку), это уже на уровне ощущений понятно))
so_so_simple
Jul. 11th, 2014 05:11 am (UTC)
замечатлеьно! случайно наткнулась, прочитала на одном дыхании, захотелось разобрать на цитаты :)
( 3 comments — Leave a comment )