?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так у меня получается, что свои знания я приумножаю не столько вглубь, сколько вширь. Хотя конечно стараюсь соблюдать баланс. В общем базовое образование я получила в области специальной психологии и в ходе работы почувствовала, что не хватает мне знаний из области нейро, особенно когда дело касалось гиперактивных детей и вообще проблем с вниманием. Поучилась нейрокоррекции, "это ей немного помогло":) Через годик осознала, что моя давняя задумка поучиться на логопеда гораздо доступнее, чем мне кажется, и буквально как в уходящий поезд, в конце сентября, в своих лучших традициях, "запрыгнула" в эту логопедическую авантюру, которая продлилась три года и пользы принесла куда меньше, чем ожидалось. Потом было такое же внезапное "консультирование по ГВ" и наконец мы подошли к сегодняшнему дню и к учебе в институте Ньюфелда.
Благодаря всему этому багажу у меня теперь непроизвольно включается сканер, считывающий детей, находящихся вблизи меня. я сканирую их отношения с родителями, трудности в учебе, особенности раннего моторного и речевого развития и среду, в которой они живут...надо срочно учиться этот сканер отключать, потому что удовольствие сомнительное, а ресурс жрет.
Сложнее всего с этим сканером работать логопедом. Потому что когда к тебе приходят с жалобой на звукопроизношение, не этично работать с детско-родительскими отношениями. Ладно, еще подключить нейропсихологию и расширить видение проблемы до развития двигательной сферы в целом и общемозговой работоспособности, но если еще и про привязанность, логопед-то (проблемы произношения вполне могут быть с ней не связаны:))...по большому счету, это мало чем отличается от "специалиста по соплям", рассуждающего о разделяющей дисциплине.
С нейрокоррекцией получается похожая история, но там немного полегче, все-таки есть объединяющее "психолог". Вообще, похоже, что обращаться к нейропсихологу стало сейчас очень модно. Приводят даже трехлеток, в основном с проблемами непослушания и невнимательности. Причем довольно часто это оказываются вполне себе возрастные особенности в сочетании с трудностями контакта со слабым чувством безопасности...когда я начинала работать в нейрокоррекции, я не могла нарадоваться, насколько волшебно действует замещающий онтогенез: проблемы у детей разные, и при этом одна и та же программа упражнений помогает всем подкорректировать эти разные проблемы. У одного пространство, у другого истощаемость. у третьего импульсивность, у четвертого мелкая моторика...и все это отрабатывается простыми упражнениями, я даже практически не меняю программу...дух захватывает от этого волшебства! Только вот в определенный момент оно заканчивается, и особенно это ощутимо у школьников...
Вот, допустим, пришел ко мне неуспевающий школьник. Есть проблемы с пространственным анализом/синтезом, речью, понятийным мышлением, двигательной сферой, утомляемостью...работаем над базой, подтягиваем ее, вылезают пробелы начальной школы, которые как раз возникли из-за отсутствия своевременного фундамента, этой самой базы...работаем с этими пробелами...чем дальше, тем медленнее...а оценки тем временем те же. И все то же "а мне все равно", которое по большому счету нечем крыть...и получается вот что: ребенок уже готов учиться хорошо, у него уже даже чуточку творческий подход, мы сочиняем смешные истории и стихи. Но в школе он этого не делает, и вообще как только мое упражнение хоть каплю напоминает школьное задание - на лице в ту же секунду появляется маска безразличия и скуки.
Почему? Потому что отношения. Потому что ребенок выстроил глухую стену из безразличия, презрения, скуки, отвращения и тд и тп - стену, которая защищает его, ранимого и уязвимого, против несбывшихся ожиданий его значимых взрослых. И самое парадоксальное заключается в том, что чем ранимее и чувствительнее ребенок, тем толще и убедительнее эта защитная стена безразличия. И стоя перед этой стеной, нейропсихолог (и тем более логопед) во мне беспомощно разводит руками. Эта стена способна похоронить в себе самый яркий и незаурядный талант, ум,  а точнее потенциал иметь этот ум.

Чтобы этого не произошло, поработать придется не ребенку, а родителю. Со своими ожиданиями, страхами, с тем, как он доносит ребенку свою безусловную любовь, и безусловна ли она на самом деле. Бывает и так, что родитель действительно открыт ребенку и принимает его таким какой он есть, и видит его, и готов поддержать - а ребенок эту поддержку не берет. Да, действительно, отнюдь не всегда ребенок уходит в защиты от незрелого, давящего и требующего родителя. Бывает так, что ряд событий прошлого заставил ребенка закрыться, и это произошло так незаметно, что никто не забил тревогу. И сейчас, казалось бы, все хорошо, родитель терпелив и внимателен, а для ребенка его неуспешность настолько непереносима, что даже "все равно". Такая ситуация и труднее, и легче одновременно. Труднее - потому что на фоне благополучия и принятия не так просто ее увидеть и признать, а легче - потому что не надо в корне менять свои установки, надо лишь немного сместить акценты.

Ну а после этого, или даже параллельно с этим, можно и к нейропсихологу, и к логопеду. Потому что своим принятием и заботой мы автоматически направляем энергию на исследование себя и мира вокруг, снимая с него груз ответственности за наши отношения и его безопасность. Вот тогда и пространственные представления развить можно, и моторику улучшить, и внимание, но самое главное, ребенок наверняка попробует применить свои новые навыки и в школе, ведь если есть надежный тыл, почему бы не рискнуть.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
miauka_marta
Oct. 8th, 2013 06:53 am (UTC)
ууу... на словах " для ребенка его неуспешность настолько непереносима, что даже "все равно" меня аж передёрнуло. для большинства "простых советских родителей" (чьё наследство в себе я стараюсь изжить) это мощный разрыв шаблона.
мне как-то не доводилось сталкиваться с нейропсихологами, авидимо, зря. сейчас мне кажется, что это именно то, что нам нужно. дочке пять лет, не произносит кучу звуков, включая "р" и шипящие,мелкая моторика тоже туда же - почти не умеет резать ножницами, плоско-вальгусные стопы, и ещё ряд признаков настораживающих психолог нашёл год назад, когда мне было совсем грустно от того, что доча не рисует почти, не играет с другими детьми, очень замкнута, "себе на уме". потом, правда, произошло резкое улучшение, как будто дочка внутри себя до чего-то там "дозрела" и как давай рисовать, играть и сказки разыгрывать и бегать за подружками с криками "я люблю тебя!" распахивая объятия.
при этом доступные мне специалисты - логопед, психолог, - советуют "отдать ребёнка в специальный сад". вот к поликлиничному неврологу пойдём, что-то он скажет. а мне идея "отдать в сад" не нравится - максимум в группу по полдня на занятия... а какого рода рекомендации и упражнения даёт нейропсихолог? в общем, благодарю вам за то, что заинтересовали этой темой...
4_soglashenia
Oct. 8th, 2013 08:02 pm (UTC)
Я тоже не сторонник "отдать в сад" в подобной ситуации:)
Нейропсихолог оценивает развитие ребенка с точки зрения мозговой организации функций. Упражнения некоторые похожи на физкультуру, некоторые - на обычные задания психолога, логопеда или дефектолога, тут суть в том, что фокус внимания перенесен на функции отдельных структур мозга, а не на более широкие, такие, как "внимание", "мышление" и тд. То же внимание может страдать по разным причинам, и от этого зависит, какие игры подбирать и какой подход выбрать.
miauka_marta
Oct. 10th, 2013 10:32 am (UTC)
спасибо Вам!:)
4_soglashenia
Oct. 8th, 2013 08:08 pm (UTC)
И да, дети действительно чаще всего развиваются скачками. Запоминайте эти чудные моменты, они станут хорошим ресурсом в моменты, когда будет казаться "мой ребенок никогда..." ;)
miauka_marta
Oct. 10th, 2013 10:34 am (UTC)
что уж говорить про ребёнка, моё собственное развитие до сих пор такими "скачками" происходит. только стоит отчаяться, смириться стем, что я, наверное, уже ни-ко-гда, ну и хрен с ним - как оно всё и происходит.
( 5 comments — Leave a comment )