?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я вообще-то равнодушна к цифрам и фактам. Если мне что-то нравится - оно мне нравится само по себе, без объяснений, на уровне ощущений. Город - просто атмосферой, песня - ну вот я ее чувствую, она заставляет мое сердце замирать или бешено стучать. Человек - вот я смотрю ему в глаза и вижу, что мой человек, и все. Или не мой, но дух захватывает, какой человечище. И мне (к стыду моему, быть может) совершенно не важно и даже не интересно, какая у города история, о чем и при каких обстоятельствах была написана песня, из интеллигентной ли семьи этот человек и чего в жизни добился. Я не читаю биографий и не слежу за жизнью музыкантов, режиссеров и писателей, чье творчество мне дорого. Я даже умудряюсь не переслушать/пересмотреть/перечитать все произведения этих людей в поисках чего-то еще близкого. Но вот тут что-то кольнуло меня хоть коротенечко, хоть в википедии на ночь глядя, почитать про давно почитаемого мною Петра Мамонова...

Это было слишком длинное отступление от темы поста, но у меня не поднимается рука его стереть, потому что без этого будет непонятно, возможно, что факты тут вторичны. И что я как всегда пишу не про Мамонова а про себя;)

Так вот, то, что я прочитала - обрывки фактов из детства-отрочества-юности и далее, очень созвучны моим ощущениям от творчества этого человека. Больше всего отозвалась цитата из Лунгина о персонаже Мамонова в фильме "такси-блюз". Привожу ее здесь: "Видно, что это очень слабый человек, ужасно слабый, но в нём есть что-то такое, что не согнёшь и не сломаешь." Само собой, я не берусь утверждать, что это про него. Но что я могу сказать, так это то,что эта фраза очень точно характеризует того человека, который мне представляется, когда я слушаю песни Мамонова, смотрю в его глаза. (уф, заканчиваем дипломатический маневр, выдыхаем.)
Ну вот, к примеру: "Яркие артистические способности проявились сразу же, мальчик был отчислен из двух средних школ за то, что постоянно «устраивал цирк" . Про что это, как не про защиты от непереносимой уязвимости?
Затем эксцентричные одежды и поступки, принадлежность к подростковым субкультурам, алкогольная зависимость, наркотики...все это про уязвимость и попытки защиты или бегства от нее. Наконец, религия, как самый мощный и незыблемый ресурс для человека, который настолько огромен, что ему кроме Бога и опереться-то не на кого.Меня всегда поражало это явление - как может сочетаться в человеке такая сила и такая тонкость? Как это возможно, что столь уязвимый человек ("я родился на свет очень маленький...мальчик...") способен заставить планеты вращаться вокруг себя? Я не знаю ответа на этот вопрос и меня охватывает космический восторг от того, что это возможно.Кстати,в фильме "Мамон и Лобан" Петр Николаевич много говорит об уязвимости и, по сути, о свободе быть открытым в своей уязвимости,которая и придает ему эту силу.

Есть еще одна тема, которая давно сидит у меня в голове, и после концерта, о котором я недавно писала, снова выплыла на поверхность. Она связана со статьей Оли Писарик о творчестве как защите от уязвимости http://olgapisaryk.livejournal.com/150766.html
Цитирую: "Один из способов защиты – через творчество. Я часто на семинарах говорю о двух видах творчества: от полноты себя и от дыры в себе. Творчество “от полноты себя” – это творчество зрелой личности, когда ты сам себя переполняешь, переливаешься через край и невозможно сдержать проявления творческой энергии, потому что внутри слишком много себя. Творчество “от дыры в себе”– это компенсаторный механизм, с помощью которого человек “делает себе хорошо”, либо в художественной форме выплёскивая фрустрацию, либо конструируя приемлемую реальность и/или приемлемого себя."
И часто я вспоминаю об этом и думаю.. Вот этот человек - от дыры или от полноты пишет? А конкретно этот стих/песня? А мое творчество - от полноты или от дыры? И самый главный вопрос. Ну допустим, от дыры. Или от полноты. И ЧТО? Что мне дальше делать с этим знанием? Когда оно может быть мне полезно? Разве что в психодиагностических целях...
И вот взять того же Петра Николаевича, о котором мне даже и неловко уже рассуждать...из чего его творчество? В нем слышно много боли, но столько силы, что оно способно наполнять. Компенсаторный это механизм или избытки от переполненности человека жизнью? Творчество - удивительное явление...но почему-то вопрос, откуда оно исходит, не отзывается во мне, а скорее ставит в тупик. А вот вопрос, зачем оно, как раз вызывает поток мыслей и ощущений, за которым я сама не поспеваю.
- Бывает творчество, чтобы выплеснуть свою боль. Типа, я тут покакал и мне полегчало. И это как раз, как мне кажется, то, что ассоциируется с творчеством от дыры. Какашка иногда такая высокохудожественная может выйти, что и порадуешься!:)
- Бывает творчество, где сквозь боль можно разглядеть яркий луч света. И оно вроде бы тоже от дыры, но оно ведет вперед.
- Бывает переполненное светлой и чистой любовью ко всей вселенной, но вот сейчас мне даже сложно себе представить - бывает ли такое, чтобы прямо совсем-совсем при этом не от дыры. Чтобы рост шел не через поиск того, чего не было в жизни? Просветите меня, так интересно!

Так вот,анализируя себя и свое творчество с подросткового времени ( ведь изнутри, задаваясь вопросом "зачем", можно взглянуть только на свое творчество, хотя было бы интересно посмотреть, скажем, в Мамонова того же, хоть одним глазочком! ), я обнаружила, что помимо лелеяния своей дыры или воспевания наполненности,творчество помогает выплакивать тщетность, и таким образом оно может не только быть от дыры или от наполненности,но и помогать перейти из одного состояния в другое. Оно создает ощущение присутствия в твоей жизни фигуры дающего - Бога, музы, космоса, коллективного бессознательного...чего-то, откуда ты черпаешь свое сокровище...и в этот момент ты не одинок и не тащишь на себе весь этот мир, и не лежишь, придавленный им...ты плачешь на руках у Бога, чтобы с последней слезинкой, последним судорожным выдохом расслабиться и идти дальше.
Ух, вот такой поток сознания получился. Надеюсь, Петр Николаевич не обидится, что я построила эти длинные туманные рассуждения на обрывках его биографии:)
И фильм, посмотрите фильм, он потрясающий!

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
oskolok_carizma
Jun. 7th, 2013 03:25 pm (UTC)
У меня ощущение, что те виды творчества, которые перечислила ты, настолько по другому основанию выделены, что и непонятно откуда там ноги растут. Даже если твое творчество выражает боль, целью его может быть нисколько не "выплескивание фрустрации". И может даже в начале самого светлого и дивного лежит какая-то большая боль (это я к тому, а можно ли не от дыры вообще), но какая по сути разница. Главное же в том, твое творчество в момент его создания имеет собой целью залечить твои раны или оно просто продукт твоих ран. Потому что ты не можешь не творить, это продукт тебя в каждый момент времени, а вот в тот момент тебе было паршиво, таков и продукт.
Мне кажется можно попробовать отличить одно от другого, дыру от наполненности, через ощущения, которые остаются. Если есть ощущение, что на тебя повесили чью-то беду - это дыра. А если ты увидел чью-то жизнь и в итоге это вызывает в тебе любовь - то наполненность, как бы там грустно и тяжко не было.
Только делать с этим нечего, действительно. Отчего бы там оно ни было, как по мне - оно в любом случае творчество. Не так-то много мы видели гармоничных творцов)
Я тоже сумбурная.
( 1 comment — Leave a comment )