?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, одно из первых открытий, которые последовательно вели меня к той позиции в отношениях с детьми, которую я сейчас приняла – было связано с работой с гиперактивными детьми.

Гиперактивность сейчас стала довольно популярным диагнозом, наряду с аутизмом, которыми балуются все кому не лень – от воспитателей детских садов до самих родителей. «Мой ребенок гиперактивный» или «Ваш ребенок гиперактивный» - это такое универсальное средство снять с себя ответственность за неудачи в отношениях с ребенком, активность которого действительно высока и трудна для окружающих. Если сказать «мой/ваш ребенок очень активный, очень-очень активный» - это не будет работать как волшебная формула, в составе которой звучит это с математическим оттенком «гипер».

И знаете, таких родителей легко понять (и еще легче понять воспитателей/учителей и других людей, кто не рожал этого ребенка и не чувствует его своей родной кровинушкой). У меня вот у мужа есть некоторые признаки гиперактивности (в советское время такие диагнозы не ставили, потому что в моде были слова «плохой», «невоспитанный» и т.д.) – так вот, иногда это меня просто сводит с ума!!! Когда он круглосуточно настукивает ритмы, все время все пропускает мимо ушей – хочется взять винтовку и застрелить кого-нибудь из нас двоих (Валь, прости, но ты это и так знаешь;)) . А ведь это он уже взрослый, и очень неплохо скомпенсированный!!!! У гиперактивного ребенка с контролем гораздо хуже.
Для меня главным диагностическим признаком гиперактивности на первичном приеме являются масштабы разрушений в кабинете. Особенно если дело касается дошкольника – ему надо срочно и одновременно переиграть во все игрушки, которые он видит. О, мяч! Круто! Сыграю в футбол!!! Громкие стучащие, гремящие, звенящие игрушки – в особом почете. Залезть в шкафы, уронить и рассыпать все, что встретится на пути – это само собой разумеется.

Лет шесть назад, сразу после института, работа с гиперактивным ребенком была для меня самой изощренной пыткой. Я старалась всеми возможными способами ее избегать, пока в работе с одним мальчишкой мне не удалось нащупать их потайную «кнопку». Точнее, не так. Приведенный образ больше похож на манипуляцию, но вся соль, конечно же, была в том, чтобы понять, чего им (каждому по-своему, конечно) на самом деле нужно, чего они ищут, чего отстаивают таким разрушительным поведением.
Сейчас для меня это совершенно очевидно. Они ищут того же, что и все остальные дети на свете – ПРИНЯТИЯ. Только тревожный застенчивый ребенок добивается этого маской «я идеальный и беспроблемный». А гиперактивный – проламыванием границ, которые взрослые ставят между ним и собой, пытаясь скрыться от его разрушительной силы.
Так вот, привели мне Андрюшку, 8ми летнего гиперактивного пацана с типичными проблемами – плохо учится, нет мотивации, не управляем, вечные скандалы, обижает младшего брата (что характерно, тихого и умного, и при том соматически больного – очень распространенная картина). Кабинет превращается в руины за первые полчаса. Деваться некуда, беру на занятия, в глубине души напрягаясь, раздражаясь, и одновременно виня себя за это.
Первое время честно пытаюсь втюхать ребенку свои прекрасные игры на внимательность, контроль и тому подобное. Ребенок закрыт наглухо – то и дело пытается избежать заданий маневрами по типу «ой, птичка летит», «а у нас сегодня знаете что было…», а то и вовсе наотрез отказывается от задания, сидит мяч ногой дубасит. Понимаю, что пока ребенок не удовлетворит потребность в своей игре, свободной от меня и моих развивающих штук, все его мысли будут заняты только этим. Ввожу новое правило:

- В начале занятия пять минут ты можешь делать все, что угодно. Хоть стоять на ушах, визжать и греметь, НО – не выходя за пределы ковра.

У Андрюхи полный восторг!!! Этих несчастных пяти минут и заветного "что угодно" хватает, чтобы удовлетворить его потребность в свободе. А ведь вы только представьте, сколько ограничений за день ему приходится принять – ведь чем напористее ребенок, тем больше его заваливают этими ограничениями, на автомате, в качестве защиты.
Потом мы вводим правила более детально – например, можно выйти за пределы ковра, уронить мяч мимо ковра (он в основном футболом развлекался) и тд, не больше 5 раз – затем не более 3х раз и тд.
Наше последнее занятие (можно было бы и дальше, но у всех свои обстоятельства) я запомнила очень хорошо:
Андрюшка забежал, схватил мяч, начал колбаситься и в суете за первую же минуту уронил мяч два раза подряд. Остался в запасе только один промах. А теперь картина маслом :
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ДОБРОВОЛЬНО И С НЕСКРЫВАЕМЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ СТОИТ В ОБНИМКУ С МЯЧОМ, НЕПОДВИЖНО. И СМОТРИТ НА ЧАСЫ, В ТЕЧЕНИИ 4Х МИНУТ.
Невозможно описать, как это меня и его окрылило! Немаловажную роль сыграло то, что я всегда была рада ему. Теперь я считаю это своим долгом – радоваться общению с детьми, которые ко мне приходят, искренне интересоваться ими и принимать их со всеми их вредностями, хитростями, жалостями и прочими их личными путями к счастью.
И еще более важную роль сыграло то, что маме удалось заметить эти перемены, хотя в повседневной жизни это не так просто. Я их не видела уже лет 5, но очень надеюсь, что с этой новой ступеньки они пошли вверх, вместе, может не так, как представляется в идеальном мире, но что этот опыт не забылся.

С тех пор в работе с гиперактивными детьми я ввожу обязательный элемент свободы и выбора – в каком порядке делать задания, свободная игра на выбор, работать за фишки или для удовольствия, и тд. И они так преображаются, это не передать словами – приходят маленькие ежики, которые всем своим видом показывают, что плевать им на твои занятия и все их достали, а в итоге с таким удовольствием делают даже то, что раньше им не нравилось и казалось сложным.
И очень здорово, когда это удается прочувствовать родителям.

Вот как получается – разрушительное стремление к свободе лечится свободой.
Такая гомеопатия в психологии:)

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
very_music_mom
Mar. 19th, 2013 03:16 pm (UTC)
огромное спасибо за этот пост!
4_soglashenia
Mar. 19th, 2013 07:57 pm (UTC)
на здоровье:)
asinzoo
Mar. 19th, 2013 03:53 pm (UTC)
Здорово! Повезло твоим ребяткам!
У нас есть одна знакомая девочка-психолог, она работает в школе. Во время своих занятий она выводила детей в лес и разрешала там орать 5 минут, после этого все учителя спрашивали, что такое она делала с детьми, что они так тихо сидят :)
4_soglashenia
Mar. 19th, 2013 07:59 pm (UTC)
супер! причем это работает и для гиперактивных, и для треввожных-затюканых, особенно когда все вместе.
irenru
Mar. 26th, 2013 01:45 pm (UTC)
Классный подход ;)
Меня тоже до сих пор впечатляет, что если детям дать то, что им нужно, то они не "привыкают" и просят ещё больше, а насыщаются и требуют меньше.
Есть один знакомый гиперактивный мальчик, не могу с ним отношения построить, пока я пытаюсь, он оказывается занят уже пятым делом в километре от меня, я не успеваю ;)
mexxtatty
Mar. 26th, 2013 03:35 pm (UTC)
знакомо, Ир. С племянником тоже так.
mexxtatty
Mar. 26th, 2013 03:36 pm (UTC)
"Такая гомеопатия в психологии:)"
Как точно передано!
( 7 comments — Leave a comment )