?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О детях и защитах

Дети удивительно открытые и искренние существа. Глядя на них, много с ними общаясь, невозможно оставаться при мнении, что люди бывают хорошими и плохими, рождаются добрыми и злыми. Все это - лишь способ защиты от пережитых травм, от того, что причиняет боль и страх.
Кто-то изо всех сил показывает что он хороший и воспитанный, потому что родители, чаще всего неосознанно, показали ему "я люблю тебя хорошим". Некоторые мамы-папы, на автомате в порыве злости повторяя слова своих родителей, могут сказать что-то в духе "Плохой Петя! Уходи отсюда! Верни мне моего хорошего мальчика!"
Другой ребенок, в силу темперамента и опираясь на опыт, приобретенный в семье, будет наоборот демонстрировать "темную сторону" своей личности. Будет крушить и ломать границы дозволенного, мысленно крича "ах вы не хотите любить меня плохим?! А что вы скажете на это?" Его страх заставляет его наступать, бежать на амбразуру с закрытыми глазами.
Очень грустно, что многие родители этого не чувствуют, и видят в своем ребенке "ленивого", "злого", "делающего все назло", "сталкивающего взрослых лбами", или, что не менее грустно, просто послушного, "хорошего". Последняя история печальна еще и тем, что всех все устраивает, и порой ребенок, вырастая, так и остается хорошим, находит окружение которое дОлжно слушаться, и так и не узнает, кто он на самом деле...
Вот два ярких примера из сегодняшней моей практики:
Мальчик 6ти лет, посещающий мои логопедические занятия по постановке звуков. Он всегда очень серьезен, никогда не шалит. Его мимика почти не подвижна, лицо не выражает эмоций. Ему всегда все "нравится" в занятиях, особенно если это связанно с предстоящей учебой - он уже нашел свою защиту в интеллектуализации, от "меня не принимают таким какой я есть" его надежно охраняет "я самый умный среди..." ему никогда не бывает тяжело и неинтересно, даже если это видно невооруженным взглядом.
Я специально провоцирую его на шалости, поощряю упрямство, хулиганю с ним сама... И вот через несколько занятий вдруг в кабинет заходит совершенно другой ребенок - живой, болтливый, отвлекающийся:-)

Другой пример - первоклассник, который ходит ко мне на нейрокоррекцию. Когда его впервые привели на диагностику, то, зайдя в кабинет, он всем своим видом демонстрировал: " не подходи ко мне! Даже и не думай, что я с тобой буду разговаривать и тем более выполнять какие-то задания!" достаточно просто было показать, что я не против его чувств. Через несколько минут он перебирал машинки в моей коробке и выстраивал автопарк. Ему по прежнему было плевать на мои задания, но его глаза светились радостью, удовольствием от игры, и между нами возникло доверие. Заниматься с ним очень не просто, это правда - он очень импульсивен, перебивает, пытается диктовать правила, стоит на ушах... И моя главная задача - показать ему, что его можно принимать таким, какой он есть. Импульсивные, гиперактивные дети постоянно оказываются загнанны в рамки запретов, и чем больше они пытаются отодвинуть границы - тем сильнее их сдвигают обратно. И для них это невыносимо, потому что они - не такие, у них совершенно иные потребности, вынести которые окружению непосильно.

Каждый день на работе я знакомлюсь с разными детьми и их родителями, и за более 5 лет практики я для себя вынесла главное - лечит ТОЛЬКО БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ. Те дети, родители которых принимают их такими какие они есть, поддаются "коррекции" (о, это ужасное слово) гораздо легче.
И даже опыт принятия "со всеми потрохами" и возможности быть услышанным на наших занятиях - это уже колоссальный опыт. Все остальное - методики, упражнения и прочее - вторично. Без принятия все бессмысленно.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
asinzoo
Feb. 5th, 2013 10:06 pm (UTC)
А у тебя как-то получается разговаривать с родителями? Это, наверно, еще сложнее, чем с детьми работать.
4_soglashenia
Feb. 6th, 2013 06:14 am (UTC)
Ты знаешь, с трудом :-(
Наверное, мое внутреннее убеждение, что человек услышит только то, что хочет услышать, мне мешает. Когда родители готовы видеть ребенка - тут все просто:я просто показываю им где ему трудно, почему он так делает. Если не готовы...пока у меня получается только показать, что он может быть другим и объяснить, почему:-)
Вообще это очень сложная тема - ребенок живет в своей среде и помимо реакций родителей на него накладываются реакции окружающих, и мне, находящейся в стороне от всего этого, трудно что-то реально изменить, система все равно будет упорно возвращать ему его роль. Поэтому надо учиться работать с родителями, да:-) чем я собственно сейчас и занимаюсь - учусь по программе института Ньюфелда (ты может видела в альфе объявление о начале курса)
asinzoo
Feb. 6th, 2013 11:38 pm (UTC)
Ух ты, как здорово! Пусть все получится!
( 3 comments — Leave a comment )