4_soglashenia (4_soglashenia) wrote,
4_soglashenia
4_soglashenia

Сказки Матушки Земли. Глава 4

Четвертая глава книги "Сказки Матушки Земли" расскажет о том, что всему свое время. А еще о том, что для того, чтобы возникло то или иное явление, нужны благоприятные условия.
Краткая инструкция к применению: первая часть предназначается для совместного прочтения с детьми, вторая – только для взрослых. Так на разных языках мы поговорим, пожалуй, о самом ценном в нашей жизни: о нас самих и наших детях. И пусть путешествие в мир сказки будет приятным в маленькой компании Вени и его мамы.
Первая сказка здесь, вторая здесь, третья здесь.
Напоминаю, что на странице Антиконсультации выложено уже 6 сказок.
Приятного чтения!

4

Веня быстро забрался на стул и гордо положил перед собой рисунок, расправляя и разглаживая его руками.
– Ух ты, что это?– заинтересовалась мама.
– Это корабль! – гордо ответил Веня.
– Корабль?
– Да, космический! Смотри: здесь люк, окошки. Вот отсюда вырывается огонь, и он летит быстро-быстро! А здесь сидит капитан. Он самый главный. Его все слушают. Тут спасательные скафандры и фонари. А здесь столовая, спальня, ванная. Здесь есть всё. Он большой. Видишь, сколько этажей. На таком корабле можно совершить много космических путешествий, и надолго! Хоть десять тысяч дней в космосе!
– А здесь что? – мама показала на разноцветные кружочки и овалы.
– Сад. В космосе тоже нужен сад: деревья, трава разная и цветы. Видишь, тут даже бабочки летают. А этот робот ходит и всё поливает.
– Мне так нравится! Я бы с удовольствием отправилась на таком корабле в большое путешествие.
– Я ещё нарисую здесь пару антенн и пушку, тогда мой корабль сможет заметить и победить даже самого опасного космического пирата. А это будет «рука». Так можно будет поздороваться с другом, не выходя из корабля.
– Здорово! – отозвалась мама.
Веня взял рисунок и довольно посмотрел на него.
– Какой же он замечательный получился!
– Да. А помнишь, ты вчера так переживал, говорил, что у тебя никогда не получится нарисовать настоящий космический корабль? А сегодня у тебя всё получилось!
– Но я ведь вчера так же сильно старался, а у меня всё равно не вышло...

– Сынок, вчера тебе было так плохо! Помнишь, у тебя болела голова, и ты полдня не хотел вставать с кровати. А потом немного побегал по комнате и так устал, что даже заплакал, когда не смог достать свой паровоз из-под кресла. У тебя едва хватило сил прийти ко мне на кухню. Я тебе тогда сказала, что, когда ты совсем поправишься и силы вернутся к тебе, всё будет по-другому. Ты будешь бодрым и весёлым и сможешь сделать всё, что тебе захочется.
Веня внимательно дослушал маму, потом ловко спрыгнул со стула.
– Достану паровоз. Сегодня он поедет далеко в горы. Попробую разогнать его посильнее, чтобы он смог добраться до места пока светло. Машинисту придётся потрудиться, там такая неровная дорога.
– Уверена, он справится – улыбнувшись, ответила мама, – А когда доиграешь, я расскажу тебе новую сказку.


Любопытное Зёрнышко

Жило-было под землёй Любопытное Зёрнышко. Больше всего на свете ему хотелось поскорее вырасти и оказаться в Большом Мире, о котором оно много слышало от подземных жителей – жуков и червяков. Зернышко знало, что однажды придет тот день, когда оно окажется наверху и будет купаться в лучах Солнца, но этот долгожданный день никак не наставал. Тогда Любопытное Зёрнышко решило хоть одним глазком, украдкой взглянуть на Большой Мир из своего подземного убежища. Изо всех сил потянулось оно наверх. А там его встретила Ледяная Стужа. Она так неласково посмотрела на Зёрнышко, что оно тут же спряталось обратно.
– Нет, не пойду я пока в Большой Мир, там холодно и страшно, – вздохнуло Зёрнышко.
Но вот Любопытное Зёрнышко снова услышало разговор соседских жучков про Солнце, бабочек и аромат пряных трав Большого Мира.
– Наверное, мне просто не повезло, – решило Зёрнышко и снова потянулось наверх. Но в этот раз его ожидала встреча с Грубияном Ветром, который пообещал маленькому Зёрнышку схватить его и забросить далеко-далеко на Край Света.
Зёрнышко так перепугалось, что спряталось ещё глубже под землю и долго не решалось открыть глаза. Но даже после такой страшной встречи Зёрнышко всё равно продолжало мечтать о Добром Солнце, а воспоминания жуков о тёплых денёчках и беспечном порхании бабочек вселяли надежду, что в следующий раз всё сложится хорошо.
В третий раз Зёрнышко, собравшись с духом, потянулось наверх, и на этот раз его наконец встретило Солнце. Только Солнце оказалось совсем не добрым и больно обожгло его горячим лучом.
– Больше ни за что на свете не выгляну в этот ужасный Большой Мир! – решило Зёрнышко.
Так оно и осталось жить под землёй, коротая вечера за рассказами жуков. Но однажды утром, проснувшись, Любопытное Зёрнышко обнаружило, что оно превратилось в стройную травинку. Оно все-таки оказалось в Большом Мире! Но в этот раз Мир был прекрасен! Всё было именно так, как ему когда-то рассказывали. Доброе Солнце нежно пригревало своими лучами, Ласковый Ветер гладил по спинке, а беспечные бабочки приветствовали его шелестом своих лёгких крылышек.
– Как же хорошо! Пожалуй, я тут всё-таки останусь! – Зёрнышко огляделось вокруг и улыбнулось.


Комментарий для родителей.

Сказка о Любопытном Зернышке открывает нам дверцу в мир чувств ребенка, который еще только в начале своего путешествия-знакомства с Большим Миром. Вместе с Зернышком мы, взрослые, уверенно шагающие по этому Миру и хорошо знакомые с его проявлениями, можем посмотреть на все эти привычные вещи снизу вверх, из теплого и надежного укрытия, в котором до поры до времени прячется маленькое хрупкое существо. Если мы попытаемся вспомнить себя маленькими, мы наверняка увидим разницу между своим нынешним и детским восприятием одних и тех же вещей – «когда деревья были большими».
Но эта сказка не только о том, что маленькому ребенку может казаться страшным то, что для взрослого человека обыденно, на что он не обратит внимания и чему не придаст значения. Она еще и о том, что для любого события в жизни должно настать подходящее время. В том числе и для развития тех или иных способностей, умений и навыков ребенка. Как написал А. де Сент-Экзюпери в своем знаменитом «Маленьком принце»: «Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя».
Для того чтобы ребенок смог перейти на следующую ступень развития, также необходимы «благоприятные условия». И для каждого конкретного этапа, и для каждой отдельной способности эти условия свои, и они в значительной степени связаны с готовностью ребенка воспринимать и обрабатывать ту или иную информацию, необходимую для развития этой способности.
Но есть также и общее условие для любого этапа и развития любой способности – это спокойная обстановка. Это ситуация, когда ребенку нет нужды тратить свою энергию на что-то еще, кроме знакомства с собой и миром. Когда ему не надо заботиться о том, чтобы добыть пропитание, защититься от опасности, не надо отвечать за свое выживание. Конечно, объективно в большинстве случаев, за исключением чрезвычайных ситуаций или социально неблагополучных семей, так и есть. Объективно. Но ребенок видит мир иначе. Уровень развития его психики не позволяет воспринимать происходящее децентрированно, то есть как бы со стороны, взвешивая обстоятельства, принимая во внимание как свои чувства, так и чувства и мотивы окружающих. Поэтому, в отличие от взрослого, ребенок, находясь во власти своих чувств, не может оценить ситуацию более или менее объективно. Более того, до определенного возраста он даже не может испытывать несколько эмоций одновременно. И та эмоция, которая в данный момент взяла верх, будет целиком определять его поведение и самочувствие.
Итак, для естественного взросления ребенку в первую очередь необходима уверенность в том, что от любых невзгод Большого Мира он сможет спрятаться в своем уютном маленьком домике, который создают для него родители, укрепляя привязанность с ребенком, показывая свою силу и надежность, а также готовность оградить, принять и поддержать.
Сталкиваясь с болезнью, организм все силы бросает на борьбу с ней, и мы знаем, что заболевший ребенок часто временно делает шаг назад в своем развитии (просится на ручки, капризничает, иногда даже на время утрачивает только что приобретенные навыки самообслуживания и т.д.). Точно так же, чувствуя угрозу безопасности, мозг ребенка сосредотачивается именно на задаче восстановления этой безопасности – через укрепление привязанности, или поиск новых объектов привязанности, или через попытку занять роль взрослого и контролировать окружающий мир самостоятельно (этой теме посвящена сказка «Гордая Луна»), или еще какими-то способами. Главное, в это время у ребенка уже не остается энергии на освоение новых способов взаимодействия с миром и исследование его во всем многообразии.

Так что же может заставить «маленькое зернышко» личностного потенциала ребенка робко затаиться под землей в ожидании более подходящего момента для созревания? Все очень индивидуально и зависит как от особенностей самого ребенка, так и от совокупности событий, происходящих в его жизни. На кого-то очень сильно может повлиять непосильно долгая разлука, а на кого-то в сердцах оброненное неосторожное слово. Иногда на секунду потерянный из вида родитель может выбить у ребенка почву из-под ног. Частыми виновниками неспокойствия бывают плохое самочувствие, избыток впечатлений, голод, переутомление. Свою роль могут сыграть проблемы, не касающиеся напрямую отношений родителя и ребенка, а, например, возникающие в отношениях между родителями. А может быть и так, что родитель целыми днями с ребенком, старается уделять ему время, не злоупотребляет дисциплиной... но чувствует, что делает он все это из последних сил и общение с любимым ребенком ему не в радость. В таком случае, чтобы помочь ребенку развиваться, родителю необходимо в первую очередь позаботиться о себе. Ведь для того, чтобы иметь возможность давать что-то, надо и самому это где-то брать...
Беспокойство ребенка в таких обстоятельствах усугубляется тем, что он еще не научился понимать и называть свои чувства, он просто ощущает дискомфорт оттого, что что-то идет не так, как должно (в психологии это называется «фрустрация»). В такие моменты, как уже говорилось, все ресурсы ребенка расходуются на то, чтобы справиться с ситуацией (а с учетом того, что зачастую он толком не осознает, в чем суть ситуации, ресурсы просто распыляются во всех направлениях), и бесполезно ожидать от него каких-то достижений, взрослого поведения, понимания.
Чуткость родителя, своевременно распознанный (а в идеале предугаданный) источник фрустрации – все это помогает избежать ненужных волнений как ребенку, так и самому родителю. Если ребенок ведет себя «как маленький», капризничает, требует, раздражается из-за мелочей, не справляется с тем, с чем, по идее, должен бы, в первую очередь имеет смысл задаться вопросом: «А нет ли сейчас в его жизни чего-то, что нарушает его покой?» И если ответ находится, то свою «работу» над развитием ребенка стоит начать именно с устранения этого источника беспокойства. А если устранить нельзя – с попытки компенсировать, смягчить, сделать среду обитания ребенка настолько безопасной, насколько это возможно при данных обстоятельствах. Дать ребенку понять, что вы – его Взрослый, и ему нет нужды беспокоиться, вы готовы за него отвечать и заботиться.
Очень часто, когда что-то идет не так, как должно в соответствии с нашими представлениями, мы импульсивно стремимся это изменить (об этом подробно будет рассказано в комментарии к сказке «Нетерпеливое Облачко»). Этот инстинктивный механизм свойствен и взрослым, и детям. Будучи родителями и не наблюдая долгожданного взросления своего чада, мы инстинктивно пытаемся подтолкнуть его к этому взрослению любыми средствами: хвалим за самостоятельность, ругаем за несобранность, создаем ситуации, вынуждающие вести себя по-взрослому... Мы объясняем себе это логически, приводим рациональные доводы, но на самом деле чаще всего мы делаем это, находясь в плену инстинктивной установки: ситуация нас фрустрирует – надо ее изменить. Сложность заключается в том, что процесс взросления не так механистичен и линеен. И попытка подтолкнуть ребенка к взрослости имеет столько же шансов к успеху, сколько попытка ускорить рост растения, потянув его за листочки. На какое-то время это может создать ощущение успешности мероприятия, но время непременно покажет истинное положение дел. Кроме того, само по себе нервное ожидание никак не наступающего взросления и подталкивание ребенка к заветной цели – это как раз один из самых распространенных источников той самой неспокойной с точки зрения ребенка обстановки. Ведь если родитель тревожится – значит, что-то не так. А если что-то не так, то развитие подождет, главное – уцелеть! Такой вот получается замкнутый круг. Поэтому, даже если вы уже инстинктивно попытались ускорить процесс, теперь самое время выдохнуть и найти свою внутреннюю точку покоя – веру в мудрость природы, в то, что ребенок растет и развивается просто потому, что так устроен мир. Когда вы найдете в себе это спокойствие, можно оглядеться по сторонам, узнать, все ли в порядке в мире, окружающем ребенка. Может ли он чувствовать себя безопасно? Не слишком ли много в его жизни разделения, отвержения, стресса, ответственности, впечатлений, противоречий? Присутствует ли в его жизни безусловное принятие? И если ответ положительный, значит, вы на верном пути. Значит, вы уже сделали все, чтобы ваш ребенок мог развиваться и взрослеть, как задумано природой. Если же ответ отрицательный – в ваших силах это изменить, ведь вы – самый значимый человек в его жизни, именно на вас он ориентируется, именно связь с вами дает ему понять, что все в порядке и нет нужды тратить силы на выживание, можно просто жить.
Развитие происходит тогда, когда у организма есть для него ресурсы. В противном случае, природа благоразумно откладывает освоение нового на потом. Но крайне важно помнить, что потом – не значит никогда!


авторы Надежда Монастырская, Людмила Гнитеева
редактор Наталья Стойнова
иллюстратор olga_moopsi


Tags: Антиконсультация "Без рецепта", дети, кофе с коллегой, сказки матушки земли, человеконаблюдение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments