?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три с половиной месяца назад я выложила здесь первую главу нашей с Людмилой Гнитеевой книги "Сказки Матушки Земли: книга о том, почему каждому ребенку нужен взрослый взрослый ". К сожалению, все это время не доходили руки продолжить, но я решила исправляться. Теперь каждую неделю сказки будут появляться в моем жж. Ну а нетерпеливые могут посмотреть все их (6 сказок - всю книгу мы все же надеемся презентовать в более удобном для семейного чтения печатном виде) на нашей странице в фб (там удобнее всего искать в фотографиях - картинки с мамой и Веней, а то хэштэги как-то криво работают, или мы еще не разобрались:)) или на сайте заботливой альфы




2

– Ой, мам, смотри! Это же наше мандариновое дерево!!! – воскликнул Веня, листая книгу "Растения всего мира". Вот уже несколько недель она занимала его. Он бросил взгляд в сторону горшка с молоденьким побегом и едва проклюнувшимися листиками и тут же вернулся к картинке. – Точно-точно!!! Какое оно тут большое!
Мама подошла к сыну, тихонько обняла его за плечи и сказала:
– Да… Кто бы мог подумать, что из такой маленькой косточки может вырасти такое большое дерево.
– Смотри, тут ещё что-то есть! – Веня внимательно смотрел на небольшие оранжевые шарики, спрятавшиеся под листочками. – Мама! Это же мандарины!
– Похоже на то, – согласилась мама.
– И на нашем дереве тоже будут настоящие мандарины?
– Я надеюсь. Ведь мы с тобой очень стараемся – каждый день поливаем и следим, чтобы солнце согревало его. Если деревце захочет взять все, что мы с любовью ему даем, то, когда придет время, на его ветках непременно появятся плоды. Сначала крохотные и зеленые, а потом…

– …А потом они станут большими, и их можно будет собрать? – Венина мысль спешила вперед.
– Да, милый. Когда они вырастут, станут спелыми, то упадут с дерева, и мы их сможем собрать.
– Упадут? Вот так возьмут и упадут? – беспокойно спросил Веня.
– Да, дорогой. Когда они возьмут от дерева всё, чтобы созреть, они оторвутся от веточки, на которой висели, и упадут на землю.
Веня прищурился и рассмотрел нарисованные веточки с мандаринами.
– А что им так не висится? А вдруг они разобьются? И разве они не будут скучать по дереву?
Мама нежно обняла сына:
– Веня, ты переживаешь за мандарины… Они будут готовы. Они оторвутся от веточки только тогда, когда для этого придёт самое время. Знаешь, когда я была маленькой, такой как ты сейчас, моя мама, твоя бабушка, рассказала мне одну сказку. Похоже, пришло время и тебе её рассказать.

Сказка Матушки Земли

– Жила была Матушка Земля.
Веня удивлённо посмотрел на маму:
– Матушка Земля?
– Да, та Земля, на которой всё растёт и живёт. Она была очень большой. Ни конца, ни края не увидать. Зиму сменяла весна, за весной приходило лето, потом ветры приносили осень. Так, год за годом жила Матушка Земля, питая своей заботой растения, давая приют животным и с открытой душою принимая их благодарность и верность. Жизнь текла и омывала ее берега, и ничего не менялось. Но однажды ни с того ни с сего Землю затрясло, поднялся шум, гам, раздался сильный хруст – и появилась огромная трещина. Вдруг Земля разделилась на две части – большую и маленькую. Теперь пропасть разделяла два берега. Трещина становилась всё шире, а потом стала наполняться водой. Не успело всё затихнуть, как вновь раздался треск, и вот большая Земля разделилась ещё на две части. Шум не прекращался, Землю продолжали покрывать трещины, которые вырастали в пропасти. Прошло время, и все затихло, успокоилось. На месте прежней Матушки Земли появилось шесть молодых Земель. Шесть разных берегов отдалялись друг от друга, вода окружала их, и вот уже с одного берега другой было не увидать. Шло время. Все уже забыли, что когда-то на свете была одна большая Земля. Шесть молодых Земель, непохожих друг на друга, мирно жили среди воды. Одна была белой от снега и льда. Там ловили рыбу пингвины и тюлени. Другая была зелёной, как листья пальм, что росли на ней. Там обезьяны собирали бананы и кокосы, а в высокой траве охотились быстрые ягуары. На третьей Земле возвышались горы, их было видно со всех шести Земель. Вокруг них кружили стаи птиц, а утром их вершины покрывал голубой туман. Четвертая земля была жёлтой, как горячий песок, по которому туда-сюда сновали ящерицы. Пятая была разноцветной, как все те цветы, что росли на ее бескрайних полях. На шестой Земле выросли папоротники-великаны, а волки и медведи обзавелись сумками на животе, чтобы носить в них своих малышей. И хотя Земли казались такими далёкими, их соединяли океаны.
– А они скучали друг по другу? – спросил Веня.
– Каждая Земля жила по-своему, и в то же время они не были сами по себе. Вода у одного берега напоминала о том, что там, за горизонтом, есть другой. А дно океана, что скрывалось под толщей воды, соединяло их. Так они всегда были вместе.
– Как мы с тобой? – добавил Веня, взяв маму за руку.
– Да, любимый. Как мы с тобой, – ответила мама и прижала сына к себе.

Комментарий для родителей

Говоря о пути развития, который проходит в своей жизни каждый человек, полезно обратиться к универсальным законам природы. Все в мире взаимосвязано и продумано до мелочей, и пытливый ум легко может найти общее в устройстве вселенной и микромира крохотного одноклеточного организма. Развитие личности – не исключение, оно тоже подчиняется универсальным законам. Подобно тому, как когда-то первичный бульон стал источником жизни во всем ее многообразии и сложных взаимосвязях, мир матери и ребенка, поначалу единый и неделимый, становится площадкой для становления новой, уникальной и неповторимой личности ребенка. А возможно, и огромных перемен в личности матери. Все, что подвержено развитию, проходит на своем пути через три стадии: слияния, разделения и интеграции. Начавшись с единения, единением развитие и заканчивается, только уже совсем на новом уровне, когда все одновременно вместе и по отдельности и у каждого в этом новом целом своя роль.
Две клетки, мамина и папина, сливаются воедино, чтобы послужить началом новой жизни. Затем эта единая, первичная клетка нового организма делится на две, еще на две – и так много-много раз, чтобы каждая из новых клеток получила свое назначение, и все они объединились в сложную систему органов и тканей крохотного существа.
Малыш, находясь в утробе матери, неразрывно связан с ней: кровь матери насыщает кислородом организм малыша и доставляет прочие вещества, необходимые для его роста. Внутри малыш защищен от всего, что может представлять угрозу для его жизни. Мама освобождает его от необходимости передвигаться, дышать, осматриваться, подавать голос. Все это ему пока не нужно, его организм не готов к этому, и поэтому за него это делает мама, в теле которой он развивается. Но приходит время, когда отделение от маминого тела неизбежно, оно необходимо для дальнейшего роста и развития. Ребенок появляется на свет, пуповина, объединявшая его с мамой, перерезается, и малыш совершает первый самостоятельный вдох. Это не делает их отдельными друг от друга людьми, их связь остается неразрывной на протяжении всей жизни, но теперь это уже два организма.
Если смотреть на отношения родителей и ребенка в том же ключе, многое, что раньше вызывало тревоги, оказывается понятным и закономерным. Ребенок, едва родившись, еще не готов быть отдельным от мамы существом. Он нуждается в ней постоянно, поначалу нуждается физически. Ему потребуется довольно много времени, чтобы перейти на стадию разделения с родителем, то есть почувствовать свою отдельность от него, иметь свое мнение, свои представления о мире, делать свой выбор. И если мы дадим ему возможность в полной мере прожить каждую из этих стадий, то наш взрослеющий ребенок сможет наконец шагнуть на ступень интеграции. Тогда он сможет ощущать себя отдельным без противопоставления, черпать ресурс в своих корнях, объединяться с другими людьми без потери себя. Эти этапы плавно перетекают один в другой, между ними нет четких границ, как нет и точной привязки к возрасту. Но в одном можно не сомневаться – для того, чтобы человек уверенной поступью шагал по этой дороге, ему необходимо ощутить каждый из этих этапов во всей его полноте.
На стадии слияния ребенку очень важно чувствовать готовность родителя носить его на руках – в прямом или переносном смысле. Ему необходимо знать, что родитель не спешит от него отделиться, не толкает к самостоятельности. Что его мама всегда будет его мамой, что бы он ни натворил, каким бы ни стал. Мысль о разделении для ребенка на этом этапе очень пугающая: вот почему Веня в нашей истории так забеспокоился из-за предстоящей разлуки детишек-мандаринчиков с их мамой-деревом. И именно поэтому многие дети однажды задают своим родителям вопрос: "А это правда, что ты умрешь?" По той же причине на большинство детей так безотказно действует прием "Я ухожу без тебя", как бы ни были они в этот момент увлечены игрой.
На стадии разделения (наиболее ярко ее проявления видны в подростковом возрасте) очень важно показать ребенку, что вы по-прежнему принимаете его и что вы готовы видеть в нем отдельную личность и уважать его пространство, его интересы, его стремление найти себя. Иногда это бывает нелегко, а самое главное – от нас, родителей, это требует определенной степени зрелости, которой не так просто достичь, учитывая, что детский опыт большинства из нас формировался в жестких условиях, когда такое понятие, как ценность и уникальность отдельной личности, шло вразрез с "политикой партии". Преградами на пути принятия своего "гадкого утенка" (будущего прекрасного лебедя, помните об этом!) может стать и "мне с высоты моего опыта виднее", и "а вдруг я его упущу". Важно помнить, что ниточка, связывающая вас с дорогим взрослеющим человечком, подчас кажущаяся такой тонкой, находится в ваших любящих и заботливых руках. Держите ли вы сейчас ребенка на руках или уже стоите в сторонке, наблюдая и поддерживая, длины этой ниточки хватит, чтобы пронести связь через всю жизнь, как бы далеко вы ни находились. Вам под силу не дать ей оборваться. Надо только обрести решимость задать вопрос "Как?" и набраться мужества услышать ответ. И это будет ваш самый главный шаг к безусловному счастью.

Авторы Людмила Гнитеева, Надежда Монастырская
Редактор Наталья Стойнова natashastoynova
Иллюстратор olga_moopsi