?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Друзья мои! в последнее время я здесь бываю крайне редко, и мне жаль терять возможность общения с теми из вас, с кем мы были на связи только тут. Зато у нас с моей замечательной подругой, героиней тега "кофе с коллегой" появилась своя особенная страничка на фб, где мы планируем делиться своими мыслями, совместными творческими проектами и приглашать вас на интересные мероприятия! В частности, там уже на этой неделе мы начнем выкладывать главы из нашей книги для детей и родителей!!! К сожалению, пока нет ресурсов, чтобы все это дублировать сюда, поэтому желающие, заходите на https://www.facebook.com/bezrecept, мы вам будем рады!!!

Я конечно буду стараться выкладывать сюда самое интересное, но не уверена, что получится делать это регулярно.
Вот сегодня, например, поделюсь с вами статьей, которая родилась в ходе подготовки к выступлению на конференции для родителей SelfMamaPuzzle

Представления о привязанности и ее значимости для развития ребенка сейчас набирают все большую популярность в среде молодых родителей, но все же не всем ясно, какую же роль играет надежная привязанность в жизни ребенка, и каким образом это может оказывать влияние на его развитие. Сегодня мне хотелось бы коснуться этих вопросов, обсуждая ранее развитие, то есть развитие ребенка в возрасте до 3х лет.
Итак, какие задачи решает мозг ребенка в возрасте до трех лет? Если попытаться охарактеризовать в двух словах, я бы сказала, что главная задача - это освоение пространства. По большому счету, это задача не только раннего возраста, а вообще одна из основных задач развития. Нас заставляет идти вперед то, что нам становится тесно в пространстве, которое есть у нас в распоряжении. В этом смысле путь развития человека ничем не отличается от развития общества, да и вообще любого другого динамического процесса.  Первый момент, когда происходит освоение нового пространства – это рождение. Ребенку становится тесно в мамином животе, он берет от внутриутробного развития все, что может, его мозг и другие органы созревают достаточно, чтобы обеспечивать автономное существование организма, и мозг ребенка подает сигнал мозгу мамы о том, что пора появиться на свет – запускается процесс родов. Обратите внимание, что инициатором этого процесса является именно ребенок, а не родитель! Мы к этому еще вернемся.
Итак, ребенок родился.  Перед ним – целый новый мир. Конечно, он не готов освоить его сразу. Как говорится, слона едят по кускам.  И как же это происходит:
- Сначала ребенок не осознает себя отдельным от матери. Не разделяет себя и весь остальной мир, не знает, где заканчивается он и начинается кто-то или что-то другое. В это время в его поведении преобладают инстинктивные программы и рефлексы. Он как бы живет «на автопилоте». Это, с одной стороны, очень удобно и не энергозатратно, с другой – делает его менее адаптивным. Именно для того, чтобы иметь возможность приспосабливаться к разным, меняющимся условиям, наше развитие повело нас в сторону обретения сознания и произвольности. Поэтому «автопилот» хорош как временная мера.
- Одним из первых происходит освоение пространства собственного тела. Ребенок «находит» свои ручки, ножки. Он обнаруживает, что ручками можно что-то схватить и, например, потянуть в рот. Это и есть первые «звоночки» произвольности. Ребенок видит погремушку (или свою ножку), она ему интересна, ему хочется с ней познакомиться и он ее хватает и исследует.
- Помимо пространства собственного тела, он начинает осваивать и окружающее пространство. Сначала – с помощью переворотов, затем из положения сидя – он сам стремится сесть, это положение дает больше свободы для наблюдения. Параллельно созревает зрительная система для того, чтобы разглядеть мир более детально.
- Свою первую автономность, по сути, ребенок приобретает, начиная ползать. Теперь уже он может осваивать пространство тогда и так, как ему хочется. Раньше он или сидел там, где его посадили, или на руках у мамы проносился мимо объектов с заданной мамиными делами скоростью. Теперь же он может подползти туда, где что-то привлекло его внимание, покопошиться там, отползти еще куда-то, заодно почувствовать, на каком расстоянии от мамы ему спокойно, а на каком уже волнительно.
- Начав ходить, он окончательно становится человеком:) Теперь он такой же, как мама и папа, и это дает толчок к освоению пространства человеческих занятий – и вот он вместе с мамой гремит кастрюлями на кухне, примеряет папины ботинки, «чинит» что-то…
Перед ребенком постепенно разворачивается множество пространств: пространство быта, повседневных забот, пространство отношений, предметный мир, мир вкусов, запахов, красок, ощущений…также ему предстоит встреча с миром животных и растений, причем не только тех, которые окружают его дома и на улице, но и тех, о которых рассказывают книги, мультфильмы, кино. И сложнейший мир человеческой речи, своего родного (а иногда не только одного) языка. Вы только представьте, какой напряженной работы мозга это требует! Если бы нам все это пришлось освоить во взрослом возрасте, мы бы, наверное, сошли с ума! Но конечно же мудрая природа обо всем позаботилась и мозг весь этот океан информации осваивает постепенно.
Если попытаться ооочень упрощенно описать то, как устроен и как функционирует мозг, можно описать это такой схемой: мозг условно делится на три блока, каждый из которых выполняет определенную функцию, и любая деятельность осуществляется за счет слаженной работы определенных областей из каждого блока мозга. Первый блок – подкорка – осуществляет энергетическую функцию. Он контролирует жизненно-важные процессы (дыхание, пищеварение) и, по сути, работает, как батарейка, обеспечивая энергию на выполнение деятельности. Второй блок (задние отделы коры) занимается сбором и переработкой информации. Третий (передние отделы коры), по сути, осуществляет наш ответ на полученную информацию. Ведь чтобы адаптироваться к определенным условиям жизни, надо эти условия все по кусочкам собрать, сложить из них картинку-паззл и решить, что с этим паззлом делать, как взаимодействовать.
По большому счету, в течение первых лет жизни ребенок занимается сбором информации. Конечно, как уже говорилось ранее, блоки мозга не работают по отдельности, они все включены в деятельность в каждый отдельный момент, но развитие мозга происходит неравномерно. Самая развитая часть мозга новорожденного – это подкорковые структуры, то есть первый блок, что совершенно логично, ведь они обеспечивают жизненно-важные функции. Позднее всего заканчивают созревание структуры третьего блока мозга, отвечающие за произвольность (вот почему подростки хоть и выглядят как взрослые, но совершают такие глупости, которые взрослому человеку порой очень трудно понять:) И вот как раз на первые годы жизни приходится наиболее бурное развитие структур второго блока. По сути, ребенок набирает сенсорный опыт, составляет «карту местности», по которой ему предстоит ориентироваться в дальнейшем. Взять, к примеру, яблоко. Ребенок видит его, записывает себе в мозг, что это нечто круглое и (к примеру) красное. Что у него есть определенный, отличающийся от других, запах – запах яблока. Что оно обладает сладким вкусом, оно сочное, гладкое снаружи и несколько шершавое внутри. Достаточно тяжелое и твердое, не помещается в руке. Чтобы на внутренней карте появился объект «яблоко», нужно собрать всю эту информацию и соединить. Когда все объекты на карте и связи между ними собраны, можно этой картой пользоваться и осваивать различные маршруты – сначала простые, знакомые, а потом можно придумать и какой-нибудь свой извилистый путь.


Итак, основные задачи раннего возраста – это освоение пространства (в широком смысле) и составление карты местности.
Но, конечно же, маленький ребенок не готов пройти этот путь в одиночку, иначе бы не было никакой проблемы с детьми, растущими без родителей.
И чтобы понять эту сторону жизни ребенка, вернемся опять к самому началу.
Ребенок появляется на свет. В отличие от мозга некоторых новорожденных животных, его мозг очень и очень незрелый, и младенец совершенно не готов к самостоятельной жизни. Почему же природа не продумала этот момент? Дело в том, что природе пришлось идти на компромисс. Для того чтобы выносить ребенка, будучи прямоходящим существом, нужно иметь достаточно узкий таз. При этом мозг с развитыми полушариями (мы помним разговор о произвольности и адаптации?) означает большую голову. Чтобы сохранить и первую, и вторую возможности, природа предлагает человеку рождать детенышей до того, как их голова стала слишком большой из-за развития мозга.  И что же получается? Для того, чтобы наш вид выжил, нам необходимо на протяжении долгого времени заботиться о детях, пока они не дозреют до возможности быть самостоятельными. Черепахам в этом смысле повезло больше:)  Для того, чтобы этот механизм работал хорошо, природа и подарила нам такое явление, как привязанность. Она вшита в нашу подкорку. Главная ее задача – чтобы родителям было легче заботиться о детях, а детям – легче подчиняться взрослым и следовать за ними. Привязанность есть и у других животных, но чем сложнее социальная жизнь, тем крепче и сложнее устроена эта связь.
Крепкая, надежная привязанность дает ребенку такой сигнал: «все в порядке, тебя никто не съест, у тебя есть взрослый, и он обо всем позаботится. Он знает, что тебе нужно и даст это тебе. Он знает, как общаться с этим непонятным миром и защитит от опасностей. Ты можешь расслабиться и просто делать то, что тебе интересно». Если ребенок получил такой сигнал, то программа по освоению пространства и заполнению карты мира запускается в нем спонтанно, автоматически. Это заложено самой его природой. Если же в этом аспекте его жизни есть проблемы – мозг автоматически направляет все свои ресурсы на обеспечение безопасности. У маленького ребенка это может проявляться, например, в цеплянии за маму (если в тревоге совсем малыш – он, вероятно, будет чувствовать себя хорошо, только круглосуточно пребывая у мамы на ручках). Другой вариант – иногда он включается после неудачно опробованного первого – включить разного рода защиты – «заморозить» чувства, не видеть того, что ранит и пугает, не быть привязанным, пытаться взять командование на себя и тд.
Дети, включившие защиты, не настроены на доброжелательное, полное любопытства, взаимодействие с внешним миром – он их или пугает, или не интересует. Конечно, я описываю крайние случаи, но некоторые проявления можно наблюдать и в достаточно благополучных ситуациях.
Как мы можем дать ребенку крепкую, надежную привязанность?
- избегать длительного разделения с ним. Длительное – это не только уехать в недельную командировку в первый месяц жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем меньшее время он может выдержать в разлуке с нами, тем более осязаемым должно быть то, что мы рядом. Сначала – быть на руках, чувствовать запах мамы, ее тепло, затем – приползать к маме каждые пять минут. Затем, увлекаясь игрой, прибегать к ней все реже и реже.
- не исчезать внезапно, не злоупотреблять разделением в дисциплинарных целях. Когда мы говорим: «Ой смотри, какая птичка летит!», и как только ребенок отворачивается, убегаем, оставляя его с нянями и бабушками, мы хотим не причинить ему боль своим уходом. Но на самом деле мы сообщаем «мир непредсказуем, тебе следует все время быть начеку, ведь мама может исчезнуть в любой момент». Когда на площадке мы говорим «Мама уходит. Пока-пока!» мы сообщаем ребенку, что мама действительно может уйти. Ведь это нам понятно, что мы ни за что и ни при каких обстоятельствах не бросим свое крохотное солнышко одно на произвол судьбы, а он верит нашим словам безоговорочно – так подсказывает ему инстинкт следования за тем, от кого он зависит.
- Стараться принимать ребенка безоценочно, и не бояться показать ему это. Потому что любовь – это дар, а не награда за заслуги. И это очень важное глубинное знание, которое в дальнейшей жизни послужит мощнейшей опорой вашему подросшему чаду. Говоря «ты же хороший мальчик, не делай так», мы сообщаем ребенку: «ты достоин любви только тогда, когда делаешь то, что мне нравится, а если ты так не делаешь – я могу тебя оставить».
- быть на стороне ребенка, помогать ему выражать чувства (и хорошие, и плохие), показывать, как он важен для вас, как вам нравится, что вы похожи, что именно он – ваш ребенок.
Если мы даем ребенку столько заботы, сколько ему нужно (и каааапельку больше) – у него не возникает чувства, что любовь надо добывать. Она приходит к нему сама. А вместе с ней – уверенность в том, что его есть кому защитить от пока неизвестного мира. И расслабленность. И вдохновение, с которым он упоенно рисует карту этого неизвестного мира, то есть делает именно то, что мы, родители, от него ждем – развивается!
Теперь, когда мы немного углубились как в тему развития, так и в тему привязанности, хотелось бы кратно коснуться популярной темы раннего развития. Для наглядности приведу два разных примера «развивающих занятий» с ребенком до года.

  1. Ребенок сидит в манежике, перед ним самые лучшие развивающие игрушки для его возраста: книжечки с черно-белыми фигурами, шуршащие, вибрирующие, разноцветные, разнофакрутные игрушки, грызунки и тд

  2. Ребенок у мамы на руках (в слинге), мама занимается своими делами – например, убирается, разговаривает с ним – он смотрит по сторонам, старается дотянуться до окружающих предметов, пробует их на зуб, пытается взять то, что ему нельзя и мама ласково забирает это из его ручек. Мама приседает-встает-наклоняется, позволяя ребенку познакомиться поближе с гравитацией. Если мама кормит грудью – он может подкормиться, тем самым сняв стресс от избытка впечатлений (если такое случится).

Конечно, мамина спина не железная, и даже если она достаточно крепкая, не всегда все складывается так идиллично (как, впрочем, и с копошением в манеже). Но чем же мне второй вариант глобально симпатичнее первого? А вот чем:
- ребенок заполняет свою карту предметами и явлениями реального мира, а не искусственно сконструированного. И это для него гораздо полезнее.
- он имеет возможность двигаться с мамой, а не стоять на месте. А заодно получает море информации для кинетической, кинестетической и вестибулярной систем.
- он получает мамину поддержку, она направляет его, разрешая или не разрешая взаимодействовать с предметами. В то время как в манежике он взаимодействует с заведомо разрешенным.
Но самое главное – мама рядом и ему не надо тревожиться о том, что в комнату ворвется гигантский динозавр и съест его, одинокого крошечку! Конечно, я утрирую, и я надеюсь, что из этого примера вы не сделаете вывод о том, что если ребенка не носить круглосуточно до армии на руках, он вырастет невротиком. А истина – как обычно, где-то посередине, и свой индивидуальный баланс искать вам. Но теперь вы, к примеру, точно знаете, что можно смело экономить на развивающих игрушках без ущерба для развития самого дорого на свете малыша. Ну а можно и не экономить, если они вам нравятся:)
И самое последнее. В самом начале начале статьи я попросила запомнить слова о том, что именно ребенок запускает процесс родов. Тогда, когда ему становится тесно и он готов идти дальше. Когда мы готовим об обучении ребенка, мы почему-то часто идем от обратного – родитель стимулирует интерес ребенка, дает ответ прежде, чем появится вопрос. Но, возможно, природа неспроста иначе поступила с рождением…