?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все, что я тут напишу – продукт моих размышлений и наблюдений. Возможно, эта тема уже исследована и я изобретаю велосипед. Возможно, мои предположения неверны.
Итак, ко мне чаще всего обращаются за помощью как к нейропсихологу. В основном, родители условно «нормальных» детей, то есть без ярлыка «дети с ОВЗ» или, как говорилось раньше, «дети с СОП». Дети, которых приводят ко мне на прием, чаще всего становятся «проблемными» в школе, иногда – в период подготовки к школе. До этого, как правило, «у них такой характер», «гены», «дети все разные» и тд. У родителей начинающих школьников самые популярные жалобы следующие:
- витает в облаках
- быстро устает
- не старается
- неусидчивый
- невнимательный
- только делает вид, что слушает
- дома все делает, а на уроке как будто подменили
Как я уже неоднократно говорила в предыдущих постах, все эти проблемы можно рассматривать как с точки зрения биологической (в том числе нейропсихологической, то есть с точки зрения мозговой организации функций и их развития), так и с социальной (то есть с точки зрения влияния среды).
С социальной точки наибольшую роль играет надежность привязанности со значимыми взрослыми, причем важно помнить, что в данном случае это не только родители, но и учитель. Если ребенок не видит от учителя доброжелательного приглашения, принятия, готовности видеть его целиком, а не только его неудачный ответ у доски здесь-и-сейчас, тогда ребенок (конечно, не всякий, но таких детей много), вероятнее всего, довольно скоро уйдет в защиты от уязвимости. Ведь это такой стресс – по полдня находится в ситуации оценивания (пусть не формального, без пятерок-двоек, но оценивание можно прочитать в глазах учителя), небезусловного принятия, особенно когда тебе предстоит освоение новой деятельности, чего-то, в чем еще совершенно не факт, что тебе удастся быть успешным. Внешне эти защиты как раз могут выглядеть как «витает в облаках», и «слушает но не слышит» (и это чистая правда!). А еще может проявляться в виде негативизма и самоагрессии («плевать мне на учебу!» или «я дурак»). Если же защиты не включаются, мы получаем ребенка в постоянном стрессе и тревоге. Он не говорит, что в школе не интересно, но он постоянно настороже и его сердце бешено колотится от каждого шороха. Вдруг сейчас спросят? Вдруг не пойму задание? Вдруг не успею? Само собой, это съедает львиную долю ресурса, если не весь ресурс целиком. А теперь перейдем к нейропсихологической точке зрения и заодно поговорим что это за ресурс.
А с точки зрения нейропсихологии еще со времен А.Р.Лурии традиционно выделяется три блока мозга, слаженная работа которых и обеспечивает собственно психическую деятельность. Схематично модель функционирования этой системы выглядит так: задача мозга – адаптировать его обладателя к условиям окружающей среды. Первый блок обеспечивает энергетический компонент – помимо контроля витальных функций (дыхание, пищеварение, сердцебиение), это еще и распределения энергии на всю деятельность. Грубо говоря, первый блок мозга работает как батарейка. Ребенок с «плохой батарейкой» может очень быстро истощаться, быть непоседой, активность может проявляться «скачками», иногда ребенок «зависает», как будто его поставили на подзарядку. Второй блок мозга занимается сбором и переработкой информации – то есть он по сути рисует карту окружающего мира, чтобы мы могли дать адекватный ответ. Ну а третий, собственно и готовит этот «адекватный ответ» - это блок планирования и контроля. Структуры этого блока мозга созревают дольше остальных, их формирование завершатся во взрослом возрасте, в то время как структуры первого блока мозга большей частью сформированы уже к рождению ребенка.
Ресурс, о котором я написала выше – это и есть энергетический компонент, результат работы 1го блока мозга. Помимо того, что в силу особенностей развития (а чаще всего вследствие гипоксии в беременность и родовых травм), энергетический компонент может функционировать не очень хорошо, энергия еще может утекать не туда, куда нам хотелось бы – например, на удержание привязанности, борьбу со стрессом на уроке, вместе познавательной деятельности, которую мы ожидаем на уроке.
Еще один важный момент заключается во взаимосвязи между энергетическим компонентом и развитием двигательной сферы. Очень часто (но не всегда) дети с «плохой батарейкой» демонстрируют не очень хорошие результаты при диагностике двигательной сферы развития. Также у многих из них можно отследить проблемы с двигательной сферой в анамнезе – поздно/рано встал, сел, не ползал, не охотно осваивал лестницы, самокаты, велосипеды, не любил рисовать, долго сам не одевался и тд. И нередко в основе этих трудностей лежат особенности регуляции мышечного тонуса. Это тоже по сути функция первого блока мозга – способность переключаться из расслабленного состояния в напряженное и наоборот.
Итак, все вводные вроде как озвучены и я наконец перехожу к сути поста:)
Как это обычно бывает, проблемы, которые приносят на прием родители, не имеют простого, линейного решения, на них можно смотреть под разным углом и предлагать разные варианты помощи. Если говорить о социальной и биологической составляющих, на мой взгляд, во многих случаях эффективнее начинать с социальной – ведь это именно она закрепляет и стабилизирует тот эффект, который дала изначально биологическая. То есть логично начинать с работы над отношениями (если там есть над чем работать, а ведь чаще всего есть), и на этом более благоприятном фоне организм часто показывает свои недюжинные способности к компенсации. Нейродинамический ресурс («заряд батарейки»), освобожденный от необходимости бороться со стрессом, начинает расходоваться на развитие. Пусть даже этого заряда не так много, как хотелось бы. И если его и после этого остается недостаточно, можно подключать средства по увеличению этого заряда – дыхательная гимнастика, бассейн, массаж и тд и тп.
Но есть еще один тонкий момент, обратив внимание на который, можно прийти к обратному выводу. Все мы знаем, что как психическое влияет на телесное, так и телесное влияет на психическое. А это означает, что не только стресс и проблемы с привязанностью способны пожирать скудный ресурс, но и особенности нейрорегуляции сказываются на мировосприятии. Помните известную фишку с улыбкой перед зеркалом? Такой бихевиоризм для обывателя: если у вас плохое настроение, подойдите к зеркалу и улыбнитесь, и настроение ваше улучшится. То же самое справедливо и для других настроений и состояний. Одно из важнейших и базовых явлений, которое определяет особенности адаптации человека в мире, это доверие к миру. Если обратиться к стадиям развития Эриксона, стадия базового чувства доверия или недоверия к миру в его теории первая и приходится на первые 18 месяцев жизни (что пересекается с первым уровнем привязанности у Ньюфелда, уровнем ощущений, постижение которого приходится на первый год жизни). Как связано доверие и ощущения? А вот теперь вернемся к эксперименту с зеркалом и улыбкой. Только без зеркала и улыбки:) Попробуйте напрячь свое тело, все его мышцы, прочувствуйте это состояние. А теперь расслабьтесь и прочувствуйте расслабленное состояние. В каком из этих состояний, по-вашему, больше места для доверия? Да, снова капитан очевидность на сцене моего журнала! Тем не менее, осознание связи между регуляцией мышечного тонуса и способностью доверять дало очень много для моего понимания детей. Бывает ведь так, что вроде и в семье довольно благоприятная атмосфера, и учитель не тиран, и даже не сильно оценивающий по натуре человек, а ребенок все равно – или в облаках, или в тревоге. Да и вообще, не всегда есть возможность поменять среду до такой степени, до какой это было бы хорошо для конкретного ребенка. И вот если присмотреться повнимательнее, оказывается, что тело этого ребенка приходит в напряжение «с полпинка» и не может расслабиться. Даже в достаточно безопасной, насколько это можно оценить объективно, обстановке. Получается, что не только доверие к окружающему ребенка миру влияет на напряженность его тела. Но и особенности регуляции мышечного тонуса сказываются на доверии. И в таком случае какие-то меры по улучшению нейродинамической составляющей, могут быть очень даже кстати. Какие? Вопрос непростой. В нашей стране пока, насколько мне известно, волшебной таблетки, нормализующей «батарейку» нет. Если есть – расскажите, буду очень признательна. Стандартные рекомендации нейропсихолога – дыхательная гимнастика, контрастный душ, лфк, массаж, - все, что способно улучшить кровообращение, - а также релаксации, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Я часто советую обратиться к остеопату, однако предупреждаю, что с точки зрения доказательной медицины это шарлатанство. В которое я верю как человек и пациент:) но это отдельная тема. Лично для меня тут самый главный вывод – не забывать постоянно смотерть на явление с разных сторон. Ну это вообще мой любимый вывод. Еще один – что быть альфой для ребенка с нейродинамическими особенностями значительно сложнее, чем для ребенка без оных. Это к холиварному вопросу о том, легко ли быть альфой:):):) А вы уж делайте свои выводы и можете делиться, а я с удовольствием послушаю:)

Comments

4_soglashenia
Sep. 30th, 2014 07:40 pm (UTC)
В чем-то со взрослыми определенно легче:)