?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все, что я тут напишу – продукт моих размышлений и наблюдений. Возможно, эта тема уже исследована и я изобретаю велосипед. Возможно, мои предположения неверны.
Итак, ко мне чаще всего обращаются за помощью как к нейропсихологу. В основном, родители условно «нормальных» детей, то есть без ярлыка «дети с ОВЗ» или, как говорилось раньше, «дети с СОП». Дети, которых приводят ко мне на прием, чаще всего становятся «проблемными» в школе, иногда – в период подготовки к школе. До этого, как правило, «у них такой характер», «гены», «дети все разные» и тд. У родителей начинающих школьников самые популярные жалобы следующие:
- витает в облаках
- быстро устает
- не старается
- неусидчивый
- невнимательный
- только делает вид, что слушает
- дома все делает, а на уроке как будто подменили
Как я уже неоднократно говорила в предыдущих постах, все эти проблемы можно рассматривать как с точки зрения биологической (в том числе нейропсихологической, то есть с точки зрения мозговой организации функций и их развития), так и с социальной (то есть с точки зрения влияния среды).
С социальной точки наибольшую роль играет надежность привязанности со значимыми взрослыми, причем важно помнить, что в данном случае это не только родители, но и учитель. Если ребенок не видит от учителя доброжелательного приглашения, принятия, готовности видеть его целиком, а не только его неудачный ответ у доски здесь-и-сейчас, тогда ребенок (конечно, не всякий, но таких детей много), вероятнее всего, довольно скоро уйдет в защиты от уязвимости. Ведь это такой стресс – по полдня находится в ситуации оценивания (пусть не формального, без пятерок-двоек, но оценивание можно прочитать в глазах учителя), небезусловного принятия, особенно когда тебе предстоит освоение новой деятельности, чего-то, в чем еще совершенно не факт, что тебе удастся быть успешным. Внешне эти защиты как раз могут выглядеть как «витает в облаках», и «слушает но не слышит» (и это чистая правда!). А еще может проявляться в виде негативизма и самоагрессии («плевать мне на учебу!» или «я дурак»). Если же защиты не включаются, мы получаем ребенка в постоянном стрессе и тревоге. Он не говорит, что в школе не интересно, но он постоянно настороже и его сердце бешено колотится от каждого шороха. Вдруг сейчас спросят? Вдруг не пойму задание? Вдруг не успею? Само собой, это съедает львиную долю ресурса, если не весь ресурс целиком. А теперь перейдем к нейропсихологической точке зрения и заодно поговорим что это за ресурс.
А с точки зрения нейропсихологии еще со времен А.Р.Лурии традиционно выделяется три блока мозга, слаженная работа которых и обеспечивает собственно психическую деятельность. Схематично модель функционирования этой системы выглядит так: задача мозга – адаптировать его обладателя к условиям окружающей среды. Первый блок обеспечивает энергетический компонент – помимо контроля витальных функций (дыхание, пищеварение, сердцебиение), это еще и распределения энергии на всю деятельность. Грубо говоря, первый блок мозга работает как батарейка. Ребенок с «плохой батарейкой» может очень быстро истощаться, быть непоседой, активность может проявляться «скачками», иногда ребенок «зависает», как будто его поставили на подзарядку. Второй блок мозга занимается сбором и переработкой информации – то есть он по сути рисует карту окружающего мира, чтобы мы могли дать адекватный ответ. Ну а третий, собственно и готовит этот «адекватный ответ» - это блок планирования и контроля. Структуры этого блока мозга созревают дольше остальных, их формирование завершатся во взрослом возрасте, в то время как структуры первого блока мозга большей частью сформированы уже к рождению ребенка.
Ресурс, о котором я написала выше – это и есть энергетический компонент, результат работы 1го блока мозга. Помимо того, что в силу особенностей развития (а чаще всего вследствие гипоксии в беременность и родовых травм), энергетический компонент может функционировать не очень хорошо, энергия еще может утекать не туда, куда нам хотелось бы – например, на удержание привязанности, борьбу со стрессом на уроке, вместе познавательной деятельности, которую мы ожидаем на уроке.
Еще один важный момент заключается во взаимосвязи между энергетическим компонентом и развитием двигательной сферы. Очень часто (но не всегда) дети с «плохой батарейкой» демонстрируют не очень хорошие результаты при диагностике двигательной сферы развития. Также у многих из них можно отследить проблемы с двигательной сферой в анамнезе – поздно/рано встал, сел, не ползал, не охотно осваивал лестницы, самокаты, велосипеды, не любил рисовать, долго сам не одевался и тд. И нередко в основе этих трудностей лежат особенности регуляции мышечного тонуса. Это тоже по сути функция первого блока мозга – способность переключаться из расслабленного состояния в напряженное и наоборот.
Итак, все вводные вроде как озвучены и я наконец перехожу к сути поста:)
Как это обычно бывает, проблемы, которые приносят на прием родители, не имеют простого, линейного решения, на них можно смотреть под разным углом и предлагать разные варианты помощи. Если говорить о социальной и биологической составляющих, на мой взгляд, во многих случаях эффективнее начинать с социальной – ведь это именно она закрепляет и стабилизирует тот эффект, который дала изначально биологическая. То есть логично начинать с работы над отношениями (если там есть над чем работать, а ведь чаще всего есть), и на этом более благоприятном фоне организм часто показывает свои недюжинные способности к компенсации. Нейродинамический ресурс («заряд батарейки»), освобожденный от необходимости бороться со стрессом, начинает расходоваться на развитие. Пусть даже этого заряда не так много, как хотелось бы. И если его и после этого остается недостаточно, можно подключать средства по увеличению этого заряда – дыхательная гимнастика, бассейн, массаж и тд и тп.
Но есть еще один тонкий момент, обратив внимание на который, можно прийти к обратному выводу. Все мы знаем, что как психическое влияет на телесное, так и телесное влияет на психическое. А это означает, что не только стресс и проблемы с привязанностью способны пожирать скудный ресурс, но и особенности нейрорегуляции сказываются на мировосприятии. Помните известную фишку с улыбкой перед зеркалом? Такой бихевиоризм для обывателя: если у вас плохое настроение, подойдите к зеркалу и улыбнитесь, и настроение ваше улучшится. То же самое справедливо и для других настроений и состояний. Одно из важнейших и базовых явлений, которое определяет особенности адаптации человека в мире, это доверие к миру. Если обратиться к стадиям развития Эриксона, стадия базового чувства доверия или недоверия к миру в его теории первая и приходится на первые 18 месяцев жизни (что пересекается с первым уровнем привязанности у Ньюфелда, уровнем ощущений, постижение которого приходится на первый год жизни). Как связано доверие и ощущения? А вот теперь вернемся к эксперименту с зеркалом и улыбкой. Только без зеркала и улыбки:) Попробуйте напрячь свое тело, все его мышцы, прочувствуйте это состояние. А теперь расслабьтесь и прочувствуйте расслабленное состояние. В каком из этих состояний, по-вашему, больше места для доверия? Да, снова капитан очевидность на сцене моего журнала! Тем не менее, осознание связи между регуляцией мышечного тонуса и способностью доверять дало очень много для моего понимания детей. Бывает ведь так, что вроде и в семье довольно благоприятная атмосфера, и учитель не тиран, и даже не сильно оценивающий по натуре человек, а ребенок все равно – или в облаках, или в тревоге. Да и вообще, не всегда есть возможность поменять среду до такой степени, до какой это было бы хорошо для конкретного ребенка. И вот если присмотреться повнимательнее, оказывается, что тело этого ребенка приходит в напряжение «с полпинка» и не может расслабиться. Даже в достаточно безопасной, насколько это можно оценить объективно, обстановке. Получается, что не только доверие к окружающему ребенка миру влияет на напряженность его тела. Но и особенности регуляции мышечного тонуса сказываются на доверии. И в таком случае какие-то меры по улучшению нейродинамической составляющей, могут быть очень даже кстати. Какие? Вопрос непростой. В нашей стране пока, насколько мне известно, волшебной таблетки, нормализующей «батарейку» нет. Если есть – расскажите, буду очень признательна. Стандартные рекомендации нейропсихолога – дыхательная гимнастика, контрастный душ, лфк, массаж, - все, что способно улучшить кровообращение, - а также релаксации, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Я часто советую обратиться к остеопату, однако предупреждаю, что с точки зрения доказательной медицины это шарлатанство. В которое я верю как человек и пациент:) но это отдельная тема. Лично для меня тут самый главный вывод – не забывать постоянно смотерть на явление с разных сторон. Ну это вообще мой любимый вывод. Еще один – что быть альфой для ребенка с нейродинамическими особенностями значительно сложнее, чем для ребенка без оных. Это к холиварному вопросу о том, легко ли быть альфой:):):) А вы уж делайте свои выводы и можете делиться, а я с удовольствием послушаю:)

Comments

snigur
Sep. 28th, 2014 08:28 pm (UTC)
Ну остеопатия с точки зрения доказательной медицины это не совсем уж шарлатанство, метод безопасный и не хуже плацебо, скажем так, достойный дальнейших исследований. Весной французская Национальная академия медицины по этому поводу доклад делала.
4_soglashenia
Sep. 28th, 2014 08:35 pm (UTC)
а шарлатанство это обязательно опасно?:)
лично меня остеопатия просто спасает, со всеми моими позвоночными проблемами. я даже и забыла, как мучилась с постоянными болями в спине, коленях и проч. и про гастрит свой забыла. ну и могу много удивительных и волшебных историй рассказать, не только про себя:) посмотрим, что там дальше будет у остеопатии с официальной медициной...:)
migdal_or
Oct. 6th, 2014 08:43 pm (UTC)
Плацебо действует лучше, чем ничего. Более того, если человек знает, что пьет плацебо, все равно это действует лучше, чем ничего. Плацебо, которое дает доктор действует лучше, чем плацебо, которое подсовывает сосед по палате. Дорогое плацебо эффективней дешевого. Плацебо-укол эффективней плацебо-таблетки. Это не выдумки, это суровая реальность, данная нам в ощущениях.
(с)